Версия для печати 1976 Материалы по теме
Григорий Викторович ЛАВРУХИН, министр экономического развития Тульской области
Необходим «переворот сознания» чиновников

Государственно-частное партнерство — это уже хорошо зарекомендовавшая себя эффективная форма реализации региональных проектов, при которой частный инвестор создает коммерческий объект, а государство — общественную инфраструктуру, необходимую для его функционирования. Несмотря на определенные трудности, и власть, и бизнес могут и должны выступать надежными партнерами, способными к конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству. Существенная поддержка государства и активное привлечение бизнеса к развитию регионов позволят не только достойно ответить на вызовы времени, но и создать основу будущей инновационной российской экономики.

В Тульской области продолжается формирование законодательства в сфере ГЧП. Уже создан региональный инвестиционный фонд, сформированный за счет средств областного бюджета. В случае реализации компанией проекта, общая стоимость которого составляет не менее 50 миллионов рублей, бюджетные средства регионального инвестиционного фонда могут быть направлены на финансирование создания инженерной и транспортной инфраструктуры проекта. Так, в 2014 году фонд софинансировал создание энергетической инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству птицефабрики ООО «Воловский бройлер».

Распоряжением Правительства Тульской области создана комиссия по инвестиционной политике и развитию государственно-частного партнерства под председательством первого заместителя губернатора Тульской области — председателя правительства Тульской области Ю. М. Андрианова. Утверждена дорожная карта развития ГЧП в регионе. В текущем году запланировано принятие регионального закона «О государственно-частном партнерстве в Тульской области». В нем мы учтем опыт наших коллег из других регионов с тем, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, разночтений. Наша задача — сделать закон реально работающим, а не принимать его для галочки.

И конечно, мы с нетерпением ждем принятия федерального закона, который бы установил четкие правила в сфере ГЧП. Главная проблема заключается в недостаточности федерального регулирования в данной сфере, в противоречивости классических форм ГЧП в их нынешнем состоянии с земельным, антимонопольным законодательством. Это не позволяет в полной мере воспользоваться всеми формами и инструментами ГЧП. Принятие федерального закона будет в значительной мере способствовать созданию единообразного механизма, появлению понятных правил игры в этой сфере и в итоге позволит минимизировать количество спорных ситуаций.

Немаловажной является и проблема повышения уровня компетентности сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, задействованных в рассматриваемой сфере. ГЧП — относительно новый механизм и, что скрывать, непростой. Поэтому одной из наших задач является своеобразный переворот в сознании чиновников, погружение их в соответствующую проблематику, получение ими новых компетенций, знаний и опыта.

Используемые формы ГЧП

В Тульской области накоплен большой и положительный опыт реализации ряда ГЧП-проектов. В первую очередь можно отметить комплексный инвестиционный проект общегосударственного значения «Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области». Большую роль сыграл и регио­нальный инвестиционный проект «Строительство завода по производству стеклотары и развитие инфраструктуры муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области». Данный проект стал первым шагом в создании Алексинского промышленного комплекса.

Первые успехи в построении промышленных комплексов Новомосковска и Алексина вызвали значительный интерес инвесторов к реализации подобной модели государственно-частного партнерства, создали благоприятные условия для развертывания аналогичных проектов в других муниципальных районах Тульской области. Этот положительный опыт правительство области тиражировало при реализации совместного инвестиционного проекта с компанией «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша». Из областного бюджета на объездную автомобильную дорогу в промышленную зону города Советска Щекинского района Тульской области было выделено 147 миллионов рублей. В свою очередь, компания смогла расширить действующее производство.

В 2014 году поддержку получил уже упомянутый проект ООО «Воловский бройлер» по созданию птицеводческого комплекса, где за счет областного бюджета была создана энергетическая инфраструктура. При этом поддержка любого такого проекта обязательно оказывается эффективной с точки зрения доходов бюджета.

Для того чтобы обеспечить возможность подведения инфраструктуры к промышленным площадкам, создания и развития индустриальных парков на принципах государственно-частного партнерства, была образована Тульская региональная корпорация развития ГЧП. Одним из ключевых проектов корпорации является индустриальный парк «Узловая», расположенный на пересечении основных автомобильных трасс региона и федеральной магистрали М-4 Москва — Дон, имеющий выход к железнодорожной ветке и обеспеченный всеми необходимыми инженерными коммуникациями. Якорным резидентом парка стал китайский автоконцерн Great Wall.

Кроме того, в области есть успешные примеры реализации проектов на муниципальном уровне. Так, в стадии воплощения находится проект по строительству платного моста через реку Упу в Туле. Муниципальные образования региона начинают активно внедрять в свою практику заключение концессионных соглашений на развитие объектов ЖКХ и договоров аренды с инвестиционными обязательствами арендатора.

Ключевыми направлениями привлечения инвестиций выступают прежде всего транспортная сфера и ЖКХ. Так, в рамках проведенного конкурса на реализацию проекта по созданию системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области установлено 90 комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения и четыре поста весового контроля. Правительство области также инициировало проект строительства автодороги, соединяющей Тулу и Новомосковск, что в перспективе позволит соединить федеральные автомагистрали М-4 и М-2 и значительно повысить качество транспортной инфраструктуры региона.

Прорыв в рейтинге

По итогам 2014–2015 годов Тульская область улучшила свои позиции в рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП на 25 пунктов и вошла в группу регионов с высоким уровнем развития ГЧП, заняв 13-е место в РФ и 4-е — в ЦФО. Согласно рейтингу, уровень развития ГЧП в регионе в 2014 году составил 50,5% при плановом значении 48,6%.

Достижение данных показателей стало возможным по нескольким причинам. Во-первых, в регионе реализуются крупные инфраструктурные проекты на принципах ГЧП, о которых говорилось выше. Во-вторых, нам удалось создать достаточно сбалансированную систему правового регулирования, учитывающую как интересы частного, так и публичного партнеров. В-третьих, в Тульской области благодаря проводимой системной работе создан комфортный и привлекательный бизнес-климат. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2014 году Тульская область заняла 12-е место среди субъектов РФ по уровню инвестиционного риска и 35-е место — по уровню инвестиционного потенциала.

Поделиться