Версия для печати 1620 Материалы по теме
Насколько кредитоспособны российские регионы?

В конце апреля рейтинговое агентство Fitch Ratings провело конференцию «Структурный дисбаланс — ключевой риск для кредито­способности регионов России». Аналитики компании подчеркивают, что долговая нагрузка является естественным ограничителем роста бюджетных дефицитов.

Как отметили на конференции представители Fitch Ratings, несмотря на экономические сложности, регионы и города испытывают интерес к кредитным рейтингам. В 2014–2015 годах компания присвоила шесть новых рейтингов российским эмитентам, в том числе публично-правовым образованиям: Московской области, а также городам Нижний Новгород, Ижевск и Волжский. Кроме того, рейтинг присвоен Уральскому федеральному университету (который по методологии Fitch относится к компаниям госсектора). Fitch Ratings остается единственным из трех международных рейтинговых агентств, которое удерживает страновой рейтинг России на инвестиционном уровне и, следовательно, поддерживает рейтинги регионов.

Рейтинги российских регионов и муниципальных образований продолжают испытывать давление из-за структурных дисбалансов их бюджетов. Ситуация усугубляется в результате замедления экономической активности, которое ведет к сокращению доходов, а также ускорения инфляции, которая давит на расходную часть бюджетов. Негативную роль играет и рост стоимости заимствований, связанный с общим сжатием фондового рынка.

Старший директор направления «Международные региональные финансы» Fitch Ratings В. Е. Редькин напомнил, что период до прошлого кризиса был весьма успешным для российских регионов, в основном они имели профицитные бюджеты. Кризис 2008 года вызвал рост дефицита, однако затем наметился восстановительный тренд, продолжения которого ожидали в том числе аналитики агентства. Тем не менее ожидания не оправдались, и в 2012–2014 годах негатив в области региональных финансов только нарастал.

Источники дефицита

Причины произошедшего были совершенно разные. В 2012 году регионы, заметив признаки относительно быстрого восстановления доходной части бюджетов после кризиса, приостановили политику сдерживания расходов и вновь перешли к их наращиванию. Позже выяснилось, что доходы увеличиваются недостаточно быстро и прежних сумасшедших темпов роста вряд ли можно ожидать. В 2013 году основным фактором роста дефицитов были действия федерального правительства, которое, с одной стороны, заставляло регионы увеличивать социальные расходы, а с другой — вызвало сокращение их доходов за счет создания консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Столь негативного эффекта от последней меры никто не предвидел: потери одних регионов оказались существеннее, чем приобретения других.

До 2008 года и доходы, и расходы регионов росли стремительными темпами — от 20 до 40% в год. При инфляции менее 10% и темпах роста экономики на уровне 5–6% в год такие темпы ненормально высоки, подчеркивает Редькин. К тому же в российских регионах подходы к проведению бюджетной политики таковы, что любые дополнительные доходы обязательно тратятся. Дефицит региональных бюджетов впервые возник как раз в 2009 году по итогам кризиса и составил 330 миллиардов рублей. В последующие два года наблюдалось некоторое улучшение ситуации, однако более детальный анализ уже тогда показывал, что общий дефицит региональных бюджетов сокращался за счет профицитов — иначе говоря, благодаря нескольким наиболее успешным территориям. Проблемные регионы при этом так и оставались проблемными. Уже в 2012 году дефициты начали расти, а в 2013 году они достигли своего пика — более 600 миллиардов рублей. 2014 год показал определенное улучшение, но все негативные факторы продолжают действовать до сих пор. Более того, в 2014 году к ним добавились и геополитические проблемы. В то же время аналитики Fitch высказывают надежду на то, что «рекорд» 2013 года повторен не будет.

В 2014 году 76 субъектов РФ имели дефицитный бюджет, в то время как в 2009 году таких было 57. Это говорит о том, что дефицит носит структурный характер, и дело не просто в отдельных проблемах конкретных регионов или в неправильных управленческих действиях их руководства. Существующая финансовая парадигма делает рост дефицита неизбежным, полагают в Fitch. Тем не менее этот рост не может продолжаться бесконечно. В роли естественного ограничителя здесь выступает как раз государственный долг субъектов РФ. В какой-то момент его нельзя будет дальше наращивать, и тогда дефициты придется сокращать просто по регуляторным причинам.

Долговая нагрузка регионов

Традиционно крупнейшим заемщиком считается Москва, однако за колоссальный рост долгов, произошедший с 2009 года, несут ответственность остальные регионы. Первый скачок долговой нагрузки случился в 2009 году: объем долга вырос почти в 1,5 раза. Следующий скачок (на 26%) пришелся на 2012 год. В 2015 году, по прогнозам Fitch, прирост долга составит 15%.

Накопленный долг довольно сильно различается по регионам. Медианный уровень вырос за 2013–2014 годы с 28 до 37%. Только четверть регионов имеет низкий долг, менее 10% доходов. Это говорит о том, что при определенных усилиях регионы могут и в нынешних непростых условиях сдерживать долг на невысоком уровне. Однако, по мнению Редькина, у такой политики есть обратная сторона — недофинансирование капитальных расходов.

Почти пятая часть российских регионов имеет долг на уровне выше 60% доходов. С точки зрения международных стандартов это умеренный показатель, но проблема, как всегда, в коротком профиле долга. Фактически такие регионы должны уже сегодня зарезервировать до 30% своих доходов на выплату долга (если не будет найден способ рефинансировать этот долг, что в нынешних условиях маловероятно). Очевидно, что короткий долг приводит к постоянному давлению на бюджеты.

Негативное изменение ситуации отражает и динамика рейтингов Fitch. В 2013 году 38 регионов имели прогноз «Стабильный», в 2014 году — уже 31 регион, а в конце первого квартала 2015 года — всего 25. Соответственно, идет рост количества негативных прогнозов: с трех в 2013 году до 20 в конце первого квартала текущего года (следует напомнить, что прогноз по рейтингу отражает вероятное направление его изменения).

Тест на устойчивость

В начале 2015 года агентство Fitch Ratings провело стресс-тест среди рейтингуемых российских регионов. Условный стрессовый сценарий предполагал 10-процентное снижение налога на прибыль, сохранение НДФЛ на прежнем уровне, двукратный рост расходов на обслуживание долга (вследствие роста ставки по кредитам). Тестирование показало, что при реализации таких негативных условий 23% регионов с инвестиционными рейтингами и 90% регионов с рейтингами ниже инвестиционного уровня будут иметь отрицательный текущий баланс (то есть не смогут обслуживать свои долги). По словам Редькина, такой результат подтверждает довольно серьезную устойчивость высокорейтинговых эмитентов.

Одним из основных факторов, влияющих на кредитоспособность регионов в 2015 году, является инфляция. «Мы ожидаем инфляционного давления на текущие расходы регионов. Придется компенсировать потери бюджетникам, увеличивать социальные выплаты. Будет ли это скомпенсировано сокращением других расходов, пока неясно. Зато очевидно, что налоговые доходы будут стагнировать просто в результате рецессии. В отдельных регионах, имеющих валютную выручку, возможен рост доходов из-за девальвации рубля», — отмечает Редькин.

По мнению аналитика, кредитоспособность регионов (а значит, и их рейтинги) в краткосрочной перспективе может поддержать в первую очередь помощь федерального центра. Самим же регионам нужна более гибкая и умелая долговая политика. «Есть инструменты — крат­косрочные казначейские кредиты и возобновляемые банковские линии, — комбинация которых внутри финансового года может дать на выходе довольно низкую стоимость долга», — добавляет Редькин. Что касается долгосрочной перспективы, то здесь гибкость региональных бюджетов по-прежнему снижается за счет излишней централизации принятия решений.

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться