Социально-экономическая ситуация в Республике Марий Эл на протяжении последних лет остается стабильной. Несмотря на незначительный потенциал природных ресурсов, республика успешно развивается и входит в число наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Экономические сложности текущего периода не могли не отразиться на финансовом состоянии региона. О том, какие меры принимаются в республике для того, чтобы не допустить разбалансированности бюджета, оптимизировать расходы и повысить их эффективность, журналу «Бюджет» рассказала заместитель председателя правительства, министр финансов Республики Марий Эл Гульфия Рауфовна Габдул-Бариева.
— Гульфия Рауфовна, расскажите, пожалуйста, о нюансах бюджета республики на 2015 год. Какие меры принимаются для снижения рисков несбалансированности бюджета?
— Значительные темпы роста инвестиционной активности в 2014 году позволили сохранить доходную базу бюджета республики и обеспечить высокие темпы роста налоговых и неналоговых поступлений. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за
Правительство республики активно работает и с федеральным центром по привлечению средств в экономику региона. Всего за
Дополнительные поступления в бюджет привлечены и благодаря проведенным мероприятиям по повышению эффективности использования государственного имущества (доходы от продажи имущества и земельных участков). Кроме того, увеличению доходной базы бюджета республики способствовала индексация размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, которая, в свою очередь, не стала обременительной для бизнеса. Не добавила значительной нагрузки на бизнес и реализация рыночных механизмов в сфере арендных отношений.
С 2008 по 2014 год в целях финансового оздоровления экономического сектора республики в Марий Эл, одном из первых регионов в РФ, проводилась работа по урегулированию задолженности юридических лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам, зачисляемым в республиканский бюджет. Реструктуризация задолженности проведена 34 налогоплательщиками. Кроме того, в республике были оптимизированы налоговые льготы по региональным налогам. Так, с 1 января 2014 года отменена льгота по налогу на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского и местного значения. Удельный вес выпадающих доходов в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета республики сократился на 1,5 процента. В результате реализации комплекса системных мер рост налоговых и неналоговых доходов в 2014 году по отношению к 2013 году составил 108,6 процента при среднем росте по РФ — 108,4 процента, а по субъектам ПФО — 105,8 процента.
По итогам 2014 года республика заняла четвертое место среди 14 субъектов ПФО по динамике роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Однако по уровню бюджетной обеспеченности по доходам на душу населения мы остаемся на десятом месте. Кроме того, в последние годы темпы роста расходов бюджета опережают темпы роста доходов. По этим причинам обеспечение сбалансированности бюджета 2015 года стало одной из первоочередных задач бюджетной политики республики.
Доходы консолидированного бюджета республики на 2015 год запланированы в объеме 24 миллиардов рублей. При росте доходной базы республики на два процента и сокращении дефицита по сравнению с прошлым годом расходная часть бюджета увеличится лишь на один процент и составит 25,6 миллиарда рублей.
В целях обеспечения сбалансированного исполнения бюджета в 2015 году правительство республики утвердило план мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов, сокращению государственного долга. В соответствии с Концепцией долговой политики республики на период до 2025 года Министерство финансов и правительство республики реализуют комплекс мер, направленных на сокращение уровня дефицита бюджета и долговой нагрузки на бюджет.
Своевременной и существенной поддержкой для нашего региона стало принятое Минфином России решение о выделении дополнительной финансовой помощи субъектам РФ для частичного замещения долговых обязательств по коммерческим займам и государственным ценным бумагам. Предоставленные республике бюджетные кредиты позволили досрочно исполнить обязательства по кредитным договорам, подлежащим к погашению в 2015 и 2016 годах, что значительно снизило расходы на обслуживание государственного долга. Кроме того, нами был сокращен план по привлечению заимствований на 2015 год. В закон о республиканском бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов внесены изменения, предусматривающие сокращение дефицита бюджета до десяти процентов утвержденного на 2015 год объема доходов без учета безвозмездных поступлений.
Следует отметить, что сегодня в экономике Марий Эл сохраняются положительные тенденции развития. По итогам первых двух месяцев года наша республика заняла первое место среди регионов Приволжского федерального округа по индексу промышленного производства и темпам роста сельскохозяйственного производства. А по итогам I квартала — первое место по показателю динамики налоговых и неналоговых доходов, в том числе основных бюджетообразующих доходных источников — налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. В целом рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 24,3 процента.
— В Республике Марий Эл, как и в других субъектах РФ, принят антикризисный план. Расскажите более подробно о мероприятиях плана. Как они реализуются?
— Действительно, в республике утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и в
Активизация экономического роста. В текущем году основные предприятия промышленного производства планируют направить более 3 миллиардов рублей на модернизацию и техническое перевооружение, что позволит создать порядка 100 новых рабочих мест и обеспечит поступление налоговых доходов в размере 67 миллионов рублей. Наиболее крупные инвестиции осуществят ОАО «Марийский машиностроительный завод», ЗАО «Ариада», ОАО «Марийский ЦБК», ОАО «Завод полупроводниковых приборов», ООО «Марбиофарм» и другие.
Объем инвестиций, направляемых в рамках инвестиционных проектов на создание новых производств, составит 19,4 миллиарда рублей. В рамках данных проектов будет создано более 1,6 тысячи новых рабочих мест, предполагаемая отгрузка промышленной продукции составит 6,5 миллиарда рублей, ожидаемый объем налоговых поступлений — более 178 миллионов рублей.
В республике действует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, предоставляемым сельхозтоваропроизводителям, на условиях софинансирования. Из федерального бюджета в рамках государственной программы развития сельского хозяйства в республику на эти цели поступит более 700 миллионов рублей. Осуществление государственной поддержки в виде возмещения процентных расходов по привлеченным кредитным ресурсам способствует укреплению производственного потенциала птицеводческой отрасли, созданию новых рабочих мест.
На сегодняшний день одним из значимых проектов, который реализуется при поддержке федерального центра и Правительства Республики Марий Эл, является создание современного высокотехнологичного птицеводческого комплекса на территории практически всех муниципальных районов республики — агрохолдинга «Акашево» общей стоимостью порядка 46 миллиардов рублей. Реализация этого проекта имеет отложенный экономический эффект для бюджета республики. Налоговые поступления ожидаются после 2020 года.
Поддержка малого и среднего бизнеса. Основные мероприятия государственной поддержки малого и среднего бизнеса направлены на развитие системы предоставления микрозаймов и гарантий, содействие развитию инновационной деятельности. Применяются такие меры поддержки, как субсидирование первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, а также субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования.
Министерством финансов Республики Марий Эл подготовлен проект закона, предполагающий установление налоговых каникул для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной и научной сферах. В настоящее время проводится оценка его экономической эффективности. Конечно, сейчас ожидается недопоступление доходов в бюджет республики от налогоплательщиков, использующих упрощенную и патентную системы налогообложения. Но, рассчитывая на отложенный экономический эффект от вновь созданного бизнеса, в период экономических рисков мы идем на создание комфортных условий для бизнеса.
Занятость населения. Правительством республики в постоянном режиме осуществляется мониторинг и контроль занятости населения в экономике и социальной сфере. По инициативе главы республики Л. И. Маркелова, в целях стимулирования сельских жителей к разведению домашнего скота увеличен размер финансовой помощи из республиканского бюджета на организацию самозанятости безработных граждан с 58,8 до 88,2 тысячи рублей. В результате за период с 2013 года по I квартал текущего года 225 человек из числа безработных граждан открыли собственное дело в животноводческой сфере.
Укрепление доходной базы бюджета. В республике вторую трехлетку успешно реализуется план мероприятий по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики и дополнительной мобилизации доходов консолидированного бюджета. Проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества администрирования доходов, на повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
В республике продолжается работа по оптимизации налоговых льгот по региональным налогам. С 1 января 2015 года отменены дифференцированные налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов при применении упрощенной системы налогообложения. Меняется политика льготного налогообложения и в отношении физических лиц. С 1 января 2016 года льготы по транспортному налогу планируется предоставлять только для социально незащищенных категорий налогоплательщиков. Оптимизация налоговых льгот снизит «налоговые расходы» с 4,5 процента в 2013 году до 3,2 процента в
В настоящее время в республике ведется работа по переходу к налогообложению объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. В целях формирования полной и достоверной налогооблагаемой базы правительством республики утверждена дорожная карта по уточнению сведений по объектам недвижимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
— Вы рассказали о работе по обеспечению доходов республиканского бюджета. А какие меры принимаются в вашем регионе по оптимизации расходов?
— В нашей республике активно используются все предусмотренные бюджетным законодательством меры по обеспечению сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета. Мы ведем работу по реорганизации сети бюджетных учреждений. Уже реорганизовано 44 муниципальных бюджетных учреждения культуры (клубные учреждения объединены в централизованную клубную систему), два учреждения здравоохранения, одно учреждение образования. Также мы продолжаем практику вовлечения негосударственных учреждений в процесс оказания государственных услуг. В целях оптимизации расходов отрасли здравоохранения на аутсорсинг передано обеспечение бюджетных учреждений автомобилями скорой медицинской помощи. Сокращается штатная численность работников учреждений, в том числе административно-управленческого персонала.
Сокращена численность работников хозяйственно-эксплуатационных групп по обслуживанию муниципальных учреждений образования и культуры. Идет реорганизация органов исполнительной власти — службы, департаменты и комитеты республики присоединяются к существующим отраслевым министерствам. С 1 октября 2015 года территориальные органы Министерства социальной защиты населения и труда республики будут преобразованы в казенные учреждения. В целом за
Существенной мерой повышения экономической эффективности бюджетных расходов является оценка эффективности госпрограмм, в рамках которых мы формируем расходы с 2013 года. Программы будут проанализированы и в случае необходимости скорректированы.
— Как строятся в вашем регионе межбюджетные отношения?
— В 2014 году в соответствии с федеральным законодательством в республике принят закон, которым за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения городских поселений, так как было признано нецелесообразным закреплять в республике различные перечни вопросов местного значения для городских и сельских поселений.
Во-первых, перемещение финансовых потоков с одного уровня местных бюджетов на другой не повлияет на повышение бюджетной обеспеченности в целом. Во-вторых, к расчетам как финансового обеспечения расходных обязательств поселений, так и их собственной доходной базы по налоговым и неналоговым доходам необходимо будет применять разные подходы, что только усложнит бюджетный процесс на муниципальном уровне. С целью укрепления финансового положения муниципалитетов мы решили не применять механизм отрицательного трансферта.
Кроме того, по инициативе правительства Республики Марий Эл с 2014 года в республике реализуется проект по поддержке местных инициатив. Воплощение инициатив в жизнь осуществляется на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств населения.
В рамках данного проекта субсидии за счет средств республиканского бюджета предоставляются на софинансирование программ развития территорий муниципальных образований, направленных на решение вопросов местного значения, отобранных на собраниях граждан. Софинансирование из республиканского бюджета в 2014 году составляло до 87 процентов от полной стоимости проекта, в 2015 году — до 92 процентов. Сегодня успешно реализовано 66 проектов на сумму 59,6 миллиона рублей, это программы по реконструкции дорог местного значения, строительству и обустройству детских площадок и другие. В 2015 году на конкурс подано 111 заявок, планируется реализовать 56 проектов.
В текущем году в рамках празднования
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО