25 апреля 2024 года
Версия для печати 1276 Материалы по теме

Изменение макроэкономических параметров и уточнение сценарных условий развития российской экономики повлекли за собой необходимость корректировки бюджетов на всех уровнях управления финансами — от федерального до местных. Особое значение сейчас имеет обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов, минимизации их дефицитов и ответственной долговой политики. Врио заместителя губернатора Брянской области Галина Васильевна ПЕТУШКОВА рассказала журналу «Бюджет» о том, как решаются эти задачи в регионе.

— Галина Васильевна, расскажите, пожалуйста, об основных параметрах бюджета на 2015 год. На решение каких задач вы в первую очередь ориентировались при планировании расходов на очередную трехлетку?

— Работа над областным бюджетом на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов была построена на основе приоритетов, определенных Президентом России в послании Федеральному собранию, а также обозначенных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Доходы областного бюджета на 2015 год в настоящее время запланированы в объеме 41,6 миллиарда рублей. Из них 50 процентов — это налоговые и неналоговые доходы. В текущем году существенно увеличится объем безвозмездных поступлений — более чем на 10 миллиардов рублей. Это увеличение связано в первую очередь с тем, что в 2015 году бюджетам субъектов с федерального уровня были переданы полномочия по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации. Размер предусмотренной нам на 2015 год субвенции — 8,8 миллиарда рублей. Кроме того, Брянской области на 563,4 миллиона рублей по сравнению с уровнем 2014 года был увеличен объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, при этом дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов уменьшена на 444 миллиона рублей.

Расходы бюджета запланированы в объеме 43 миллиарда рублей. Дефицит бюджета в сумме 1,4 миллиарда полностью покрывается за счет остатков, сложившихся на счете бюджета на 1 января 2015 года. В 2015 году у нас существенно возросли расходы на финансовое обес­печение образования и здравоохранения. На обязательное медицинское страхование неработающег­о населения дополнительно будет направлено более миллиарда рубле­й, а общий объем расходов на эти цели составит почти 4,5 миллиарда рублей. В сфере образования предусмотрено увеличение расходов на финансовое обеспечение деятельности муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, также увеличены расходы на финансирование государственных общеобразовательных учреждений.

Среди других значимых изменений следует отметить увеличение расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расходов на финансирование ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) треть­его или последующих детей. Кроме того, предусмотрено двукратное увеличение регионального материнского капитала.

— В первом квартале этого года вы уже провели сокращение расходов бюджета. Как вы принимали решение о том, какие расходы

сокращать, а какие нет?

— В конце прошлого года до наших главных распорядителей бюджетных средств мы довели сокращенные лимиты бюджетных обязательств. Учитывая удорожание кредитных ресурсов, в январе мы приступили к проработке вариантов сокращения бюджета. Был применен подход, основанный на тщательном анализе каждой строки бюджета для определения приоритетных направлений расходов.

По итогам проведенной работы были сокращены:

расходы на закупку и приобретение товаров, работ, услуг — на 10 процентов в части содержания органов государственной власти и государственных казенных учреждений и на 15 процентов в части реализации мероприятий государственных программ;

нецелевые межбюджетные трансферты местным бюджетам — на 10 процентов;

межбюджетные трансферты стимулирующего характера — на 100 процентов;

субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) — на 10–50 процентов (кроме отдельных социально значимых субсидий);

расходы на финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений — на 7–10 процентов;

субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели — на 50 процентов;

субвенции на осуществление переданных административных полномочий — на 7 процентов;

расходы на оплату труда государственным служащим высшей категории должностей — на 10 процентов.

Было принято решение отказаться от некоторых непервоочередных расходов, прежде всего капитального характера, либо перенести их на более поздний срок.

— Минфином России проводится работа по замещению коммерческих кредитов бюджетными. Брянская область получила такого рода поддержку?

— Снижение расходов на обслуживание долга для нас очень актуально. По итогам 2014 года в структуре долга у нас самая большая доля банковских заимствований среди субъектов Центрального федерального округа. В качестве основного источника финансирования дефицита областного бюджета Брянской области в 2013–2014 годах использовались государственные внутренние заимствования в виде кредитных ресурсов российских коммерческих банков. Ресурсы привлекались на приемлемых условиях: средневзвешенная ставка по привлеченным в 2013 году коммерческим кредитам составила 8,72 процента годовых, в 2014 году — 7,99 процента годовых. С теми ставками, которые нам предлагают сейчас, запланированного объема расходов на обслуживание долга нам бы не хватило до конца года.

С целью снижения объема рыночных заимствований мы проработали с Минфином России вопрос о привлечении 1,8 миллиарда рублей бюджетных кредитов. Эта поддержка была нам крайне необходима. Конечно, получение кредита возлагает на нас большую ответственность за проведение взвешенной бюджетной политики. Мы всегда стремились минимизировать как объем государственного долга, так и расходы на его обслуживание. В связи с замещением в прошлом году банковских кредитов бюджетными экономия расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в текущем году составит около 49,8 миллиона рублей.

В свете кризисных явлений основные изменения в политике управления долгом — это ориентация на получение бюджетных кредитов, по крайней мере до тех пор, пока ставки по банковским кредитам не вернутся к приемлемому уровню. В течение текущего года мы не намерены и не можем наращивать дефицит бюджета и осуществлять дополнительные заимствования. Сохранение действующего размера дефицита бюджета до конца 2015 года зафиксировано в соглашении, заключенном с Минфином России.

— Как вы оцениваете перспективы текущего года. Достаточно ли принятых для обеспечения сбалансированности бюджета региона мер?

— Принятые меры по оптимизации расходов позволили сократить дефицит областного бюджета до нулевого уровня, за исключением дефицита, полностью покрываемого за счет остатков средств, сложившихся по состоянию на 1 января 2015 года. Однако все будет зависеть от ситуации с поступлением доходов.

Пока по итогам первого квартала план поступлений выполняется неплохо. Но к сожалению, у нас уже есть информация о заявленных налогоплательщиками возвратах излишне уплаченного в прошлом году налога на прибыль организаций. Прежде всего такие заявления поступают от участников консолидированных групп. Кроме того, мы ожидаем сокращения темпа роста поступлений НДФЛ, которое может существенно повлиять на ситуацию с исполнением плана по доходам. В настоящее время мы прорабатываем вариант дополнительного сокращения расходов бюджета. Также мы не принимаем никаких решений по увеличению действующих расходных обязательств и не принимаем новые обязательства.

Надеюсь, что реализация антикризисных мер, предусмотренных федеральным и региональным планами мероприятий, позволит нивелировать негативные тенденции и завершить текущий год без потрясений.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно