25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2815 Материалы по теме

На протяжении последних лет Тульскую область отличает устойчивый рост собственных налоговых и неналоговых доходов. Уже два года по темпам роста собственных доходов регион занимает первое место в ЦФО — показатели региона на 15% превышают средние показатели по округу и на 12,8% — среднероссийские. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Тульской области в 2014 году составили 63,7 миллиарда рублей, что на 21,2% выше уровня предыдущего года.

Параметры бюджета

На 2015 год рост доходов и расходов в Тульской области не запланирован. Бюджет региона на текущий год и плановый период формировался в условиях снижения темпов экономического роста.

В целях экономии бюджетных средств приоритетными для включения в государственные программы стали расходы, предполагающие софинансирование из федерального бюджета в размере не менее 50%. Расходы на осуществление закупок товаров, работ и услуг планировались с учетом результатов мониторинга сложившихся цен и экономии бюджетных средств за текущий и предшествующий периоды. Расходы по содержанию сети учреждений рассчитаны с учетом планов по реорганизации, переоборудования и других мероприятий. Эти меры дали реальный результат и позволили сократить размер дефицита бюджета почти в два раза, тем самым обеспечив определенный резерв и страховку от непредвиденных ситуаций развития экономики на следующий год. При этом в бюджете в полном объеме предусмотрены расходы на исполнение социальных обязательств, увеличение заработной платы бюджетникам в соответствии с майскими указами президента, выплату стипендий и пособий. Кроме того, приоритетными на следующий год являются расходы по содержанию и ремонту дорог, благоустройству парков и переселению из аварийного жилья.

Первоначальные параметры бюджета области, утвержденные в декабре прошлого года, были следующими: доходы — 90% от плановых значений 2014 года, или 54,9 миллиарда рублей (в том числе собственные доходы 92,5% к плану 2014 года, или 45,4 миллиарда), расходы — 86,5% к плану 2014 года, или 57,9 миллиарда рублей. Дефицит был сокращен на 50% (3 миллиарда рублей) и составлял в абсолютном выражении 2,9 миллиарда рублей, или 6,4% объема собственных доходов. Объем государственного долга на начало 2015 года составлял 15,9 миллиарда рублей, или 35% от планируемых на 2015 год собственных доходов.

Сегодня мы уточнили параметры областного бюджета с учетом решений, принятых на федеральном уровне, а также динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов и мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, проводимых и запланированных к проведению в течение года. Так, объем доходов бюджета области к первоначально утвержденному бюджету увеличен на 2,9%, или 1,6 миллиарда рублей. Увеличение обусловлено прежде всего распределением трансфертов федерального бюджета. Собственные доходы сократились на 0,1 миллиарда руб­лей. Расходы бюджета области увеличились на 2,8%, или 1,6 миллиарда рублей, дефицит бюджета области остался практически на первоначально утвержденном уровне.

Долговая политика

По уровню долговой нагрузки на бюджет наш регион сохраняет устойчивое положение. Среди других субъектов ЦФО по данному показателю мы в последние четыре года стабильно занимаем четвертое место (кроме прошлого года, когда область была на пятом месте), а в целом по России по итогам 2014 года область поднялась с 29-й до 16-й позиции.

Структура государственного долга за последний год несколько изменилась. За счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета были погашены кредиты кредитных организаций на сумму 1 миллиард рублей и амортизационная часть облигационного зай­ма — 0,5 миллиарда рублей. В объеме госдолга доля бюджетных кредитов составляет 13%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6%. На долю государственных ценных бумаг приходится 41%, кредитов кредитных организаций — 46%.

В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Тульская область активно использовала механизм привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах. Это позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2014 году более чем на 75 миллионов рублей. На данный момент величина государственного долга Тульской области находится на экономически безопасном уровне.

Программа управления государственными финансами

С 2014 года в Тульской области реализуется региональная программа управления государственными финансами. Основной целью программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы области, повышение эффективности управления региональными и муниципальными финансами. Достижение поставленных целей осуществляется за счет реализации трех основных задач (направлений программы):

1) совершенствование управления региональными финансами;

2) развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений;

3) управление государственным долгом Тульской области.

В рамках реализации задачи по повышению эффективности управления финансами наше министерство, в частности, проводит работу по внедрению программно-целевого принципа формирования бюджета. Сегодня расходы бюджета области распределены по 23 государственным программам. Объем программных расходов составляет 96,2% (уровень 2014 года). Большая часть непрограммных расходов — это расходы на содержание органов исполнительной власти области.

Повышению эффективности управления финансами способствует развитие единой интегрированной системы «Электронный бюджет», которая позволяет формировать бюджет по программному принципу. Она представляет собой комплекс технических средств и методических рекомендаций, охватывающий все стадии бюджетного процесса — от планирования бюджета до его исполнения, контроля и мониторинга эффективности деятельности ГРБС. За истекший период года в этом направлении проведена следующая работа:

введен паспорт государственного учреждения, позволяющий получать оперативную информацию о каждом учреждении Тульской области (мощность, площадь, объем расходов, штат и т. д.);

введены в эксплуатацию формы сбора и анализа информации о планируемых и исполненных средствах в рамках проекта «Народный бюджет»;

внедрена схема взаимодействия автоматизированных информационных систем «Бюджет» и «Госзаказ» при формировании контрактов;

внедрен бюджетный контроль при формировании плана закупок;

завершен переход на систему удаленного документооборота с УФК по Тульской области;

осуществлен переход на новое программное обеспечение СКИФ-БП, предназначенное для формирования бюджетной отчетности для Федерального казначейства и Министерства финансов РФ;

разработаны новые отчетные формы в АИС.

Все эти инструменты обеспечивают возможность проведения аналитических мероприятий, повышают оперативность и достоверность получения информации.

В рамках бюджетного процесса Министерство финансов области уделяет большое внимание разработке механизмов мониторинга использования средств главными распорядителями бюджетных средств. Одним из механизмов является оценка качества финансового менеджмента, которая проводится с целью анализа совокупности процессов и про­цедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, и охватывает все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит). Промежуточная оценка проводится Министерством финансов ежеквартально, основная — по итогам года. Результаты публикуются в СМИ. Так, средний индекс качества финансового менеджмента за 2013 год составляет 70,71%. Анализируя результаты оценки, Министерство финансов направляет соответствующие рекомендации органам власти, то есть мониторинг дает возможность оперативно выявлять и в дальнейшем устранять отклонения в показателях финансово-экономической деятельности ГРБС.

Программа управления государственными финансами содержит и мероприятия по осуществлению и совершенствованию внутреннего государственного финансового контроля. За 2014 год проведено 80 проверок: 4 плановые, 9 внеплановых, 7 встречных и 60 совместных с другими контрольными органами.

Хочу отметить, что рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Тульской области: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» с прог­нозом «Стабильный» и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне «AA-(rus)» с прогнозом «Стабильный». В настоящее время Министерством финансов Тульской области осуществляется разработка подпрограммы государственной программы по повышению эффективности бюджетных расходов, которая будет включать в себя целый ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития региона.

Межбюджетные отношения

В 2015 году из бюджета области в местные бюджеты предусмотрено перечисление 16,9 миллиарда рублей межбюджетных трансфертов, это 55% планового объема доходов муниципальных образований. Учитывая то, что субвенции направляются на исполнение переданных полномочий, для муниципалитетов большее значение имеют субсидии, направляемые на софинансирование местных полномочий, и дотации, носящие, как правило, бесцелевой характер. Удельный вес дотаций в доходах муниципалитетов 2014–2015 годов составляет около 5%.

Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) определен исходя из достижения критерия выравнивания финансовых возможностей, который ежегодно индексируется на уровень инфляции. За счет предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2015 году удалось сократить разрыв между наименее и наиболее обеспеченными муниципальными образованиями в 2,1 раза. Дальнейшее выравнивание осуществлялось за счет предоставления субсидий, дотаций на обеспечение сбалансированности и бюджетных кредитов из бюджета области.

Нами была разработана методика по предоставлению дотаций с заключением соглашений, предусматривающих обязательства муниципальных образований по поэтапному сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2015 года просроченная кредиторская задолженность в муниципальных образованиях ликвидирована полностью. В целях обеспечения покрытия первоочередных расходов Министерством финансов разработан порядок предоставления из бюджета Тульской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов). Общий размер дотации на 2015 год составит 483 миллиона рублей. Право на получение дотации на обеспечение сбалансированности имеют муниципальные районы (городские округа), уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает 1, в случае:

  • отсутствия роста собственных доходов консолидированного бюджета муниципального образования на душу населения на очередной финансовый год по сравнению с текущим финансовым годом;
  • недостаточности собственных доходов на обеспечение первоочередных расходов консолидированного бюджета муниципального района (городского округа), связанных с решением вопросов местного значения.

Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в оптимизации бюджетных расходов с 2015 года в методике расчета дотации на обеспечение сбалансированности применяется коэффициент оптимизации расходов. Данная мера позволит обеспечить покрытие первоочередных расходов местных бюджетов и их устойчивое исполнение.

С 2012 года в Тульской области проводится оценка эффективности предоставления межбюджетных трансфертов. Следует отметить, что регион был одним из первых субъектов, разработавших и применивших ее на практике. Оценка проводится раз в год и предполагает получение данных по:

  • комплексному показателю оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов;
  • показателям эффективности предоставления каждой из форм межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты);
  • показателям эффективности работы каждого из ГРБС.

По результатам оценки Министерство финансов направляет в адрес ГРБС предложения и рекомендации по улучшению результатов и осуществляет контроль за их исполнением.

Межбюджетное регулирование осуществляется также и посредством стимулирования муниципальных образований за достижения наилучших результатов в управлении муниципальными финансами и за высокую оценку деятельности глав. Такой подход позволяет избавляться от иждивенческих настроений. Нам удалось достичь устойчивой тенденции к росту количества муниципальных образований с оценкой более 80% от максимально возможной.

Правительство Тульской области использует все механизмы для межбюджетного регулирования, расширения доходной базы муниципалитетов и обеспечения сбалансированности их бюджетов. За бюджетами муниципальных районов и городских округов в качестве дополнительных доходных источников закреплены следующие нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов:

  • НДФЛ — 15%;
  • налог на имущество организаций — 30% (за исключением городских округов);
  • НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими трудовой деятельности на территории РФ на основании патента, — 50%;
  • налог, взимаемый в связи с применением УСН, — 40%.

Дополнительные доходы местных бюджетов в 2014 году в связи с применением этой схемы составили 4,1 миллиарда рублей, в 2015 году предполагается получить 4,5 миллиарда рублей.

В целях сокращения встречных потоков и обеспечения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии производственной базы, инвестиционной привлекательности территорий, создания стимулов для укрепления доходной базы местных бюджетов в соответствии с нормами бюджетного законодательства производится замена дотаций на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. В 2015 году замена дотации произведена пяти муниципальным образованиям на сумму 84,3 миллиона рублей, в 2016 году дотации на дополнительные нормативы отчислений планируется заменить также пяти муниципальным образованиям на сумму 92,3 миллиона рублей, в 2017 году — пяти муниципальным образованиям на сумм­у 99 миллионов рублей.

В рамках действующего законодательства установлены дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты в размере 20% доходов консолидированного бюджета Тульской области от указанного налога. Это в два раза больше, чем в 2014 году.

Еще одним инструментом оказания финансовой помощи муниципалитетам является предоставление бюджетных кредитов из бюджета субъекта. Только в 2014 году из бюджета области выделено 700 миллионов рублей кредитов бюджетам муниципальных образований. Сегодня принято решение продолжать замещение коммерческих заимствований муниципальных образований бюджетными кредитами из областного бюджета.

Все вышеперечисленные меры и соответствующие им инструменты направлены на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Тульской области в долгосрочной переспективе.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно