Федеральный закон о контрактной системе внес кардинальные изменения в систему закупок для обеспечения нужд государства. С момента принятия закона в него уже неоднократно вносились поправки, в ближайшее время планируются очередные существенные изменения в части перевода всех конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму. Безусловно, и сам новый закон, и вносимые в него изменения вызывают множество вопросов не только у заказчиков, но и у иных субъектов правоотношений, участвующих в реализации положений законодательства о контрактной системе.
Новый вид контроля — общественный
Одним из важнейших нововведений Закона № 44‑ФЗ стала перестройка всех форм контроля в сфере закупок. Наряду с появившимися финансовым, ведомственным контролем, контролем заказчика в сфере закупок был создан и институт общественного контроля. Неоспоримым является тот факт, что данный механизм должен способствовать пресечению коррупционных правонарушений при осуществлении закупок, быть помощником как самим заказчикам, зачастую допускающим нарушения скорее по незнанию, чем преднамеренно, так и контролирующим и надзорным ведомствам. Однако необходимо констатировать тот факт, что в законе о контрактной системе имеются некоторые проблемы и правовые пробелы, не позволяющие в полной мере использовать предусмотренные возможности в части организации общественного контроля.
Положения об общественном контроле в Законе № 44‑ФЗ закреплены в статье 102. В соответствии с ней общественный контроль призван решать следующие вопросы:
- способствовать реализации принципов контрактной системы в сфере закупок;
- оказывать содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок;
- предупреждать, выявлять нарушения Закона № 44‑ФЗ и информировать заказчиков, контрольные органы о выявленных нарушениях.
В соответствии с частью 1 рассматриваемой статьи общественный контроль имеют право осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Однако в части 3 статьи 102, в которой предусматриваются права общественных контролеров, сказано, что эти права распространяются только на общественные объединения и объединения юридических лиц. О гражданах в данном ключе не сказано ни слова.
В этом кроется первая проблема: включение граждан в число общественных контролеров по Закону № 44‑ФЗ является, по сути, декларативным. Сами граждане как субъекты общественного контроля не имеют каких-либо прав и полномочий при осуществлении самого контроля. Иначе говоря, реализовывать функционал общественных контролеров, предусмотренный законом о контрактной системе, в том числе обращаться к заказчикам с запросами о предоставлении информации о закупках, обращаться от своего имени в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю, обращаться в правоохранительные органы в рамках общественного контроля, могут только общественные объединения и объединения юридических лиц. Гражданам остается лишь возможность направлять свои обращения в адрес государственных органов и органов местного самоуправления в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Таким образом, в чистом виде говорить об общественном контроле в сфере закупок в этом случае уже не приходится.
Анонимки не рассматриваются
Из норм Закона № 59‑ФЗ вытекает и вторая проблема, связанная с реализацией положений об общественном контроле. Частью 4 статьи 102 Закона № 44‑ФЗ установлено, что «запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан», то есть в соответствии с положениями Закона № 59‑ФЗ.
С одной стороны, все понятно. Но в соответствии с положениями статьи 7 Закона № 59‑ФЗ в письменном обращении гражданин (а в случае осуществления действий по общественному контролю в сфере закупок — лицо, действующее от имени общественного объединения или объединения юридических лиц) в обязательном порядке указывает «свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату». При направлении обращения в электронной форме кроме вышеперечисленной информации указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа.
Заказчик регистрирует, рассматривает и в установленные сроки направляет отправителю обращения ответ на полученный запрос. Непосредственно сам порядок рассмотрения обращений в Законе № 59‑ФЗ установлен в статье 11, в соответствии с которой, «если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается». И в данном случае мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, при которой возникает конфликт между ограничениями, наложенными законодательством, и формами реализации общественного контроля, выбранными конкретными общественными объединениями.
Пожалуй, на сегодняшний день примером наиболее активной деятельности по общественному контролю в сфере закупок является работа в рамках проекта Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки». По данным отчета, размещенного на сайте проекта zachestnyezakupki.onf.ru, только за март 2015 года было выявлено 436 сомнительных закупок на сумму 39,7 миллиарда рублей. Цифры достаточно серьезные и говорят о том, что такие закупки требуют повышенного внимания. Своевременные действия общественных контролеров могут исправить ситуацию в том случае, если на стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действительно были допущены нарушения. Однако, на наш взгляд, организация работы самого проекта требует доработки и приведения деятельности общественных контролеров в соответствие с положениями законодательства.
Наиболее наглядно данная ситуация может быть продемонстрирована на конкретном примере. В адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее — Комитет) по электронной почте поступило сообщение о добавлении общественным контролером на сайт zachestnyezakupki.onf.ru закупки с номером извещения 0106200001915000040. В указанном сообщении имеется просьба «отреагировать на добавленный общественным контролером сигнал».
С одной стороны, при обращении общественных контролеров заказчик обязан отреагировать и рассмотреть обращение в соответствии с положениями закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Однако, как было указано ранее, статьей 11 Закона № 59‑ФЗ установлено: если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес ответ на обращение не дается. В связи с тем что сообщение, направленное в адрес, Комитета с сайта zachestnyezakupki.onf.ru, не позволяет идентифицировать отправителя, в сообщении отсутствует установленная статьей 11 Закона № 59‑ФЗ информация, Комитет не имеет возможности направить ответ на данное обращение.
Кроме этого, Законом № 44‑ФЗ установлен запрет на проведение переговоров с участниками закупок, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При проведении электронного аукциона все взаимодействия между участником закупки и заказчиком осуществляются только посредством электронной площадки путем направления запросов о разъяснении положений документации об аукционе. В рассматриваемом случае не исключена вероятность того, что под видом общественного контролера может действовать один из потенциальных участников объявленной закупки, который по тем или иным причинам не желает раскрывать информацию о себе или способствовать разъяснению положений документации, открытому для всех других участников (с опубликованием информации на сайте zakupki.gov.ru). И, направив какое-либо объяснение по закупке в ответ на обращение, поступившее подобным образом, заказчик может быть в дальнейшем обвинен в нарушении положений статьи 46 Закона № 44‑ФЗ, а это в свою очередь может привести к признанию такого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) недействительным по иску заинтересованного лица.
Чтобы решить данную проблему, общественные объединения и (или) объединения юридических лиц при организации различных форм общественного контроля должны тщательно продумывать механизмы реализации контроля, учитывающие все положения законодательства. Например, в рассмотренном случае было бы правильным, если бы все обращения общественных контролеров, которые размещены на сайте zachestnyezakupki.onf.ru, при направлении заказчикам подписывались уполномоченным лицом проекта с указанием всей информации в соответствии с положениями статьи 7 Закона № 59‑ФЗ. Во-первых, это способствовало бы полной реализации положений Закона № 44‑ФЗ в части организации общественного контроля в сфере закупок, исключало бы нарушения заказчиков, которые по своему незнанию, неопытности, а иногда и просто из боязни действий общественных контролеров по обжалованию закупки отвечают на ненадлежащим образом направленные запросы. Во-вторых, способствовало бы большей ответственности самих организаций, которые занимаются общественным контролем, за действия физических лиц, которые выступают от их имени и пользуются ресурсами данных организаций.
Чтобы контроль был действенным
Известной проблемой при организации общественного контроля в сфере закупок является конфликт положений закона о контрактной системе в части общественного контроля с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212—ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В соответствии с положениями статьи 9 Закона № 212‑ФЗ субъектами общественного контроля являются:
Общественная палата РФ;
общественные палаты субъектов РФ;
общественные палаты (советы) муниципальных образований;
общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.
В этой связи возникает вопрос о статусе общественных объединений и объединений юридических лиц при осуществлении ими общественного контроля в сфере закупок. На наш взгляд, только оперативное устранение конфликтующих норм законодательства может способствовать реальному достижению целей общественного контроля, заложенных в законодательстве РФ, и в частности в законе о контрактной системе, в том числе достижению цели эффективности и значимости общественного контроля в борьбе с коррупцией. В противном случае важные и востребованные нормы закона могут, по сути, остаться декларативными, неработающими, приводящими к затягиванию процедур закупок в связи с большим количеством жалоб в органы контроля в сфере закупок и судебных тяжб.
Опыт Карелии
Безусловно, в настоящее время в нашей стране только происходит становление общественного контроля в сфере закупок. В этой связи на уровне регионов деятельность общественных контролеров зачастую является хаотичной и не урегулированной никакими нормами. Конкурирующие и несогласованные между собой нормы законодательства способствуют тому, что между заказчиками и общественными контролерами порой завязывается нешуточная борьба, в которой арбитрами призваны стать органы контроля в сфере закупок при рассмотрении жалоб, поступивших от общественников.
Однако в разрешении данной проблемы существенную пользу может принести работа органов по регулированию контрактной системы на уровне регионов. Именно такая работа в настоящее время начата в Карелии. Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, который является республиканским регулятором в данной сфере, сформирован реестр общественных организаций, действующих на территории субъекта, проанализированы сферы деятельности этих организаций (союзы фермерских хозяйств, союзы хлебопеков, ассоциации промышленников и т. д.). В ближайшее время предполагается проведение большого совместного совещания Комитета и представителей таких организаций, в ходе которого планируется определить существующие проблемы в части организации общественного контроля, наметить совместные пути преодоления возникающих сложностей, например таких, которые были описаны выше.
Предполагается также определить и совместные мероприятия, в том числе по обучению общественных контролеров в сфере закупок. На этом же совещании всем представителям организаций, желающим работать в составе Общественного совета при Комитете, будет предложено направить свои заявления по включению в состав данного органа. Кроме того, заказчикам и уполномоченным органам зачастую необходима помощь таких общественных организаций при проведении конкретных процедур закупок в конкретных сферах деятельности. Кто, как не представители общественных организаций, например строителей, смогут оказать наиболее квалифицированную помощь заказчикам при подготовке документации на строительные работы или при рассмотрении поступивших заявок? Точно так же при должной организации сотрудничества общественные организации могут быть привлечены и к экспертизе результатов исполнения контрактов в соответствии с положениями Закона № 44‑ФЗ. И это тоже реальное направление совместной деятельности по достижению основной цели законодательства о контрактной системе — прозрачности, эффективности, ответственности за результативность закупок для нужд государства.