25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1319 Материалы по теме

Лояльность налоговой службы в отношении добросовестных налогоплательщиков должна сочетаться с принятием эффективных и оперативных мер, применяемых к нарушителям налогового законодательства. И наряду с постоянной деятельностью по повышению комфортности выполнения налоговых обязательств ведется планомерная работа по усовершенствованию системы контроля. Наибольший эффект контрольные мероприятия дают при четком и слаженном взаимодействии налоговой службы с органами исполнительной власти и силовыми структурами.

Ключевым принципом деятельности, связанной с выявлением нарушений налогового законодательства, является обеспечение неотвратимости наказания. Мы очень активно пользуемся таким действенным инструментом, как привлечение к уголовной ответственности. Есть определенный сегмент бизнеса, где постоянно используются новые схемы уклонения от налогов, и наша задача в этом сегменте отработать так, чтобы налогоплательщик осознал бесперспективность таких изобретений.

В Уголовном кодексе ответственность за совершение налоговых преступлений предусмотрена статьями 198, 199, 199.1 и 199.2. Это наш основной инструментарий, но есть и ряд других статей Уголовного кодекса, на которые мы можем опереться при выявлении преступлений в сфере налогообложения.

Уголовная ответственность для недобросовестных налогоплательщиков может наступить как за уклонение от уплаты налогов в бюджет, так и за попытки сокрыть имущество или денежные средства, за счет которых должна быть произведена их уплата. Налоговым органам в процессе пресечения незаконной деятельности отводится функция выявления налогоплательщиков, не исполняющих свою конституционную обязанность платить законно установленные налоги. При этом уголовная ответственность для физических лиц наступает в случае неуплаты налогов на сумму, превышающую 600 тысяч рублей, а для организаций — на сумму более 2 миллионов рублей.

Не больше преступлений, а лучше работа

Налоговой службой Ставропольского края по результатам проведенных с 2011 года проверок направлено в правоохранительные органы 346 материалов, содержащих признаки совершения преступлений по статьям 198–199.2 Уголовного кодекса. За последние годы наблюдается тенденция роста количества возбужденных уголовных дел. Если в 2011 году возбуждено 12 уголовных дел, то в 2014 году по материалам налоговых органов в отношении должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей следственными органами возбуждено уже 50 уголовных дел. Это около 50% от общего количества направленных материалов, то есть уголовное дело возбуждается по каждому второму материалу (рисунок 1). При этом если сравнить краевые показатели с имеющимися данными в целом по России, то по результатам работы за 2014 год в среднем по стране уголовные дела возбуждены по каждому четвертому направленному материалу. В данном случае это свидетельствует отнюдь не об увеличении количества совершаемых преступлений в регионе, а о высоком качестве совместной работы ведомств.

В контрольной работе важен конечный результат — реальные поступления в бюджет, иначе все усилия и затраты напрасны. Продуктивность контрольной деятельности определяется не только тем, насколько качественно сработали налоговые органы, но и тем, насколько оперативно и последовательно проводятся все необходимые мероприятия в комплексе с действиями других структур.

Алкоголь — в зоне риска

Результаты контроля в сфере производства и продажи алкогольной продукции напрямую зависят от взаимодействия с органами исполнительной власти и правоохранительными органами. С 2011 года налоговыми органами в ходе проверок предприятий этой отрасли устанавливались случаи неуплаты налогов в бюджет в особо крупных масштабах. Приведу примеры.

Руководитель одного из таких предприятий, осуществляя деятельность по производству и реализации алкогольной продукции, умышленно занижал сумму акциза, подлежащего уплате в бюджет, не показывая все объемы реализации продукции. Использовалась следующая схема ухода от налогообложения: в бухгалтерском и налоговом учете отражалось использование мелкообъемной тары (0,1, 0,2, 0,3 литра). Соответственно, на такой объем получались и списывались акцизные марки. На самом же деле розлив алкогольной продукции осуществлялся в бутылку объемом 0,5 литра и 1 литр, а разница в объемах выводилась из-под налогообложения. В результате федеральный и краевой бюджеты недополучили доходов на сумму более 5 миллиардов рублей. Выявив указанную схему, налоговые органы направили материалы в правоохранительные органы, и в отношении руководства предприятия были возбуждены уголовные дела по части 2 статьи 199 Уголовного кодекса. Директор предприятия привлечен к уголовной ответственности. Кроме того, судебными решениями удовлетворены гражданские иски налогового органа о взыскании в пользу бюджета суммы причиненного ущерба в размере более 1 миллиарда рублей.

Алкогольная отрасль пока остается зоной риска, так как именно здесь допускается большое количество налоговых нарушений. Предприятия изобретают новые схемы ухода от налогов, и наша задача своевременно выявить и пресечь их использование.

Еще один случай занижения сумм налогов в особо крупных размерах выявлен в Изобильненском районе Ставропольского края. Одно из предприятий при реализации произведенной алкогольной продукции в нарушение норм налогового законодательства при исчислении суммы акциза, подлежащего уплате в бюджет, применяло пониженную ставку в размере 2,6 руб­ля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в производимой продукции. Однако в соответствии с Налоговым кодексом производимая продукция должна была облагаться акцизом по ставке 191 рубль. Кроме того, данное предприятие занижало и общую сумму реализации алкогольной продукции, которую удалось установить путем исследования документов, полученных у покупателей. 820 миллионов рублей — именно такую сумму не получил бюджет в результате незаконного использования предприятием пониженной ставки и частичного сокрытия объемов реализации. Действия руководства предприятия стали предметом уголовного дела, в результате которого в феврале 2015 года приговором суда директор организации привлечен к уголовной ответственности, а также лишен права в течение трех лет занимать руководящие должности в любых органах и организациях.

Налоговым органом в рамках данного уголовного дела в защиту интересов государства заявлен гражданский иск о взыскании с руководителя причиненного бюджету ущерба, который также был удовлетворен судом в полном объеме. Характерно, что штрафные санкции значительно превысили сумму нанесенного ущерба: к сумме в 820 миллионов рублей добавилось 1,5 миллиарда рублей пеней и штрафов. Еще один пример незаконных действий руководителя предприятия алкогольной отрасли приведен на рисунке 2.

Неперечисление НДФЛ

Налоговыми органами большое внимание уделяется производству по уголовным делам, ответственность за которые предусмотрена статьями 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса, в силу особого состава данных преступлений. Так, статьей 199.1 предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет. Работодатели не перечисляют суммы НДФЛ, удержанные из заработной платы, то есть по сути происходит обман не только государства, но и самого работника.

Один из таких случаев выявлен в Ставрополе: руководитель предприятия не перечислил сумму налога, удержанного из заработной платы своих работников, в результате в бюджет не поступило более 7 миллионов рублей. Налоговым органом в Следственное управление по Ставропольскому краю направлено сообщение о совершенном преступлении, в результате чего в отношении руководителя возбуждено уголовное дело. Однако уголовное дело в дальнейшем было прекращено судом в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Тем не менее менеджер не избежал гражданской ответственности, поскольку налоговой службой в защиту интересов государства в суд подано исковое заявление о взыскании в доход бюджета суммы ущерба, причиненного действиями данного должностного лица. По результатам рассмотрения дела решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме и с руководителя организации в доход федерального бюджета взыскан имущественный ущерб в сумме более 7 миллионов рублей.

Такие случаи не единичны. Аналогичный произошел в Предгорном районе, где одно из предприятий не перечислило в бюджет сумму НДФЛ, удержанного из заработной платы работников, в размере более 2 миллионов рублей. Руководитель сразу после возбуждения уголовного дела, видимо, представив последствия в виде уголовного наказания, принял меры к перечислению в бюджет всей необходимой суммы. На этом основании уголовное преследование в отношении него было прекращено.

Сокрытие денежных средств и имущества

Еще одним специфическим способом уклонения от уплаты налогов является сокрытие организацией или индивидуальным предпринимателем денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов. Ответственность за совершение подобного рода преступлений преду­смотрена статьей 199.2 Уголовного кодекса. В 2014 году уголовные дела по этой статье возбуждены по пяти материалам, направленным в следственные органы.

Несмотря на то что такого рода преступления нечасто встречаются на практике, работа сотрудников Управления ФНС по Ставропольскому краю и его территориальных подразделений нацелена на их выявление, так как в этом случае появляется реальная возможность пополнить бюджет за счет взыскания сокрытого имущества. И практика пресечения таких нарушений у нас есть. Так, проанализировав деятельность организации, имеющей задолженность по уплате налогов в бюджет, мы установили факт умышленного сокрытия денежных средств, за счет которых должно было производиться взыскание налогов. Схема реализовывалась при помощи дочерней фирмы. Чтобы не допустить взыскания недоимки непосредственно с банковских расчетных счетов основного общества, заблокированных по решению налоговых органов, дочернее предприятие, рассчитываясь с основным, направляло денежные средства третьим лицам, перед которыми у налогоплательщика возникали текущие обязательства. Таким образом, расчеты по имеющимся обязательствам должником производились без их поступления на собственный расчетный счет, что привело к невозможности взыскания налоговыми органами имеющейся у предприятия задолженности по налогам в рамках мер принудительного взыскания. Налоговой службой было направлено заявление в арбитражный суд о взыскании недоимки по налогу на имущество организаций, числящейся за основным обществом, с дочернего общества. Кроме того, в отношении должностных лиц этой организации по материалам, направленным налоговыми органами, правоохранительными органами возбуждено уголовное дело. Принятые меры побудили организацию к соблюдению норм налогового законодательства, в результате дочерним обществом в добровольном порядке была оплачена задолженность основного общества.

Координация усилий

В результате рассмотрения уголовных дел судами только в 2014 году к уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства было привлечено 18 физических лиц (таблица). Конечной целью этой работы является именно взыскание недоплаченных сумм в бюджет. И уголовное преследование дает реальную перспективу возмещения ущерба государству. В соответствии с действующим законодательством вред, причиненный в результате совершения преступления, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. И от нашей оперативности, четко продуманной и отлаженной системы взаимодействия с правоохранительными органами зависит результат этой работы.

В крае активно работает межведомственная группа с участием представителей регионального УФНС, МВД, Следственного комитета и прокуратуры Ставропольского края (рисунок 3). Скоординированная работа группы создала необходимый базис для совершения качественного сдвига в расследовании и сборе доказательств по установленным фактам нарушения налоговой дисциплины. В 2014 году с участием органов внутренних дел налоговыми органами края проведена 251 выездная налоговая проверка организаций и физических лиц. При этом, как правило, доказательная база выявленных нарушений усилена материалами правоохранительных органов, что позволяет укрепить наши доводы, в том числе и при рассмотрении дел в судебных инстанциях, и способствует значительному сокращению времени расследования уголовных дел. Фактически в ходе предварительного следствия отпадает необходимость в организации отдельных оперативно-разыскных мероприятий, которые уже были проведены в ходе налоговой проверки.

Снижая в целом административное давление на бизнес, государство, тем не менее, не может перестать контролировать соблюдение закона, в том числе норм налогового законодательства. А это значит, что принцип неотвратимости наказания для недобросовестных бизнесменов будет воплощаться в жизнь, в том числе благодаря работе налоговых органов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно