25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1738 Материалы по теме

О том, какие меры принимает Управление ФНС России по Краснодарскому краю для того, чтобы не допустить снижения поступлений налогов и взыскать уже имеющуюся задолженность, «Бюджету» рассказал руководитель налоговой службы региона Алексей Николаевич СЕМЁНОВ.

— Алексей Николаевич, как вы оце­ниваете работу налоговой службы Краснодарского края? Как изменились показатели собираемости налогов по сравнению с предыдущим годом?

— По итогам 2014 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило 218,3 миллиарда рублей доходов, администрируемых налоговыми органами края. Рост по сравнению с предыдущим годом — 12 миллиардов рублей, или 5,8 процента. По объему налоговых поступлений в бюджетную систему страны наш регион занимает 12-е место в России и 1-е место в ЮФО.

В консолидированный бюдже­т края поступило 169,2 миллиард­а рублей, это на 13,6 миллиарда (или на 8,7 процента) больше, чем в 2013 году. Рост выше, чем в среднем по России (8,3 процента) и по ЮФО (7,8 процента). По объему налоговых поступлений в региональный бюджет Краснодарский край занимает 1-е место в ЮФО и 6-е место в России.

— Итоги 2014 года впечатляющие. Какие меры предпринимались для того, чтобы достичь их?

— Основным бюджетообразующим налогом консолидированного бюджета края остаетс­я НДФЛ, удельный вес которого в 2014 году составил 41,7 процента (2013 год — 39,1 процента). По этому источнику в 2014 году в бюджетную систему поступило 72 миллиарда руб­лей, прирост составил 3,1 миллиарда, или 4,5 процента.

Поступления НДФЛ увеличились во многом благодаря работе комиссии по легализации налоговой базы, в состав которой, кроме работников налоговых органов, входят представители государственных внебюджетных фондов, Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, прокуратуры. Аналогичные межведомственные комиссии работают при администрациях всех районов края. В 2014 году на такого рода комиссиях заслушано более 10 тысяч работодателей, после чего в бюджет дополнительно поступило более 1 миллиарда руб­лей налога на доходы физических лиц — на 288,5 миллиона рублей больше, чем за аналогичный период 2013 года. Кроме того, было дополнительно собрано 143,5 миллиарда рублей НДФЛ после того, как налоговые агенты увеличили зарплату своим работникам до прожиточного либо среднеотраслевого уровня. Информация о возможных фактах невыплаты заработной платы либо выплаты зарплаты ниже прожиточного минимума налоговыми органами направляется в Государственную инспекцию труда, Департамент труда и занятости населения Краснодарского края, а если это касается трудовых мигрантов — в миграционную службу.

Что касается поступлений по имущественным налогам, то смело можно сказать, что с каждым годом их доля в консолидированном бюджете края возрастает. За период с 2010 года она увеличилась с 14 до 20 процентов. За последние пять лет сумма поступлений имущественных налогов возросла на 62 процента. В 2010 году поступ­ления составляли 20 миллиардов рублей, в 2014 году — около 34 миллиардов, с темпом роста по отношению к 2013 году — 112 процентов.

Помимо исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом по направлению налогоплательщикам в определенные законодательством сроки налоговых уведомлений, а также требований об уплате задолженности, налоговые органы края продолжают активно сотрудничать с органами власти муниципальных образований. С целью недопущения прироста задолженности в администрации поселений были направлены списки налогоплательщиков, имеющих задолженность по уплате имущественных налогов. Сотрудники местных администраций на местах проводят индивидуальную работу с каждым должником, что является очень эффективным способом пополнения бюджетов муниципальных образований.

Кроме того, непосредственно сотрудниками налоговых органов была проведена работа по определению перечня организаций с наибольшим количеством работников, имеющих задолженность на определенную дату. Мероприятия по взысканию налогов с должников проводились непосредственно по их месту работы. Также в адрес налогоплательщиков, у которых сумма долга по налогам превышала 50 тысяч рублей, были направлены информационные письма, напоминающие о необходимости уплаты имущественных налогов в установленный законодательством срок, а также о возможности досрочной уплаты исчисленных сумм налогов. Производилось информирование задолжников и по телефону.

— Практика досудебного урегулирования судебных споров уже показала свою эффективность. Какая работа в этом направлении ведется УФНС по Краснодарскому краю?

— В соответствии с действующим законодательством в случае несогласия налогоплательщика с результатами налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля, действиями или бездействием должностных лиц налогового органа он имеет право на подачу жалобы в УФНС России по Краснодарскому краю. Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), — решения УФНС России по Краснодарскому краю могут быть обжалованы в ФНС России и (или) в судебном порядке.

Отделы досудебного налогового аудита налоговых органов края, рассматривая заявления, жалобы налогоплательщиков, оценивают обжалуемые действия (бездействие) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера на предмет законности и обоснованности. При этом система досудебного аудита является достаточно независимой и объективной и не допускает формального, поверхностного рассмотрения жалоб, поскольку при их рассмотрении учитывается сложившаяся судебная практика как в регионе, так и в целом по России. Особое внимание уделяется постановлениям Высшего Арбитражного Суда по налоговым спорам. По каждому эпизоду нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем. Тем самым досудебный аудит обеспечивает постоянное совершенствование работы налоговых органов.

Подразделения досудебного налогового аудита, руководствуясь пунктом 3 статьи 31 Налогового кодекса, статьей 9 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах вне зависимости от наличия жалоб налогоплательщиков. В целом в результате деятельности подразделений досудебного аудита снижается количество налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, формируется система надлежащего реагирования на ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, сокращается повторяемость обжалуемых доначислений.

Целью работы отдела досудебного урегулирования налоговых органов управления является предоставление налогоплательщику возможности оперативно и самостоятельно восстанавливать нарушенные права и отстаивать законные интересы. Необходимо отметить, что количество поступивших в управление жалоб в первом квартале 2015 года сократилось на 8 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также по сравнению с первым кварталом 2014 года на 35 процентов сократилось количество дел, рассматриваемых судами. В 2015 году Управлением ФНС по Краснодарскому краю удовлетворен 41 процент рассмотренных жалоб.

— В настоящее время существует тенденция к снижению числа контрольных мероприятий и повышению эффективности каждой проверки. Как реализуется вашим управлением риск-ориентированный подход к выбору объекта проверки?

— На протяжении нескольки­х лет перед налоговыми органами края стоит задача существенного повышения качества контрольной работы, что может быть реализован­о прежде всего путем тщательного и целенаправленного выбора объектов проверок. На наш взгляд, лучше провести меньше проверок, но они должны быть качественными, а их результаты подкреплены железной доказательной базой.

В территориальных инспекциях созданы специализированные отделы по организации мониторинга и предпроверочного анализа налогоплательщиков. Прежде чем выходить на проверку, налоговый орган проводит полный комплекс мероприятий налогового контроля по выявлению зон риска. При этом задачи этих отделов заключаются не только в отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок, но в привлечении налогоплательщиков к самодекларированию, самовыводу из зон налоговых рисков.

— При администрировании налога на прибыль важной задачей является выявление налогоплательщиков, снижающих налогооблагаемую базу. Как она решается в вашем регионе?

— Налог на прибыль организаций является важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней (21 процент в общей сумме поступлений). Первоочередные задачи при администрировании налога на прибыль — это совершенствование работы, направленной на предупреждение и пресечение случаев уклонения от налогообложения, выявление причин, повлиявших на изменение поступлений налога, а также проведение мероприятий налогового контроля.

Ключевым показателем степени выполнения налогоплательщиками своих обязательств по налогу на прибыль является уровень налоговой нагрузки, определяемый как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме полученных доходов. Следует отметить, что на сегодняшний день наблюдается положительная динамика по уровню налоговой нагрузки — рост на 0,11 процентных пункта в сравнении с уровнем аналогичного периода прошлого года (с 0,79 до 0,90 процента). Этот краевой показатель превышает среднероссийский (0,87 процента) и показатель по ЮФО (0,81 процента).

Налоговыми органами на постоянной основе проводится анализ прибыльных организаций, имеющих низкую налоговую нагрузку в сопоставлении со средним уровнем в соответствующих отраслях народног­о хозяйства края, а также в сравнении с периодом прошлого года либо уменьшившими налоговую базу на суммы убытков прошлых лет. Нами проводится полноценный анализ бухгалтерской и налоговой отчетности, изучаются расчетные счета налогоплательщиков с целью оценки осуществления ими реальной хозяйственной деятельности и выявления доходов, не отраженных в налоговых декларациях.

Сотрудники налоговых органов на постоянной основе проверяют обоснованность предоставления налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций, в которых указывается сумма налога на прибыль организаций в размере меньшем ранее заявленного. Мы проводим дополнительные контрольные мероприятия, такие как оперативный контроль, осмотр места фактического ведения деятельности и другие.

Немаловажной частью работы является проведение предпроверочного анализа деятельности налогоплательщиков с целью выявления нарушений налогового законодательства, по результатам которого выносятся решения о проведении выездных налоговых проверок. Также эффективным инструментом в борьбе с занижением налогооблагаемой прибыли и заявлением необоснованных убытков является работа налоговых органов в рамках комиссий по легализации налоговой базы.

В двух словах о легализации налоговой базы. Это комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, направленный на выявление скрытых резервов и использования недостоверной информации при расчете налогов. При этом применяется индивидуальный подход с учетом особенностей и вида осуществляемой деятельности. Деятельность комиссий, проводимых налоговыми инспекциями по результатам данного анализа, направлена на побуждение налогоплательщиков к уточнению налоговых обязательств и увеличению поступлений налогов и сборов, формирующих в том числе доходную часть консолидированного бюджета края.

Так, за 2014 год проведено около 2 тысяч заседаний комиссий, на которых предметно рассмотрена деятельность более 11 тысяч налогоплательщиков. В результате сумма убытков уменьшена более чем на 7 миллиардов рублей и заявлена дополнительная прибыль на сумму свыше 200 миллионов рублей.

— Взыскание налоговой задолженности — одна из самых сложных задач налоговых органов. Как она решается?

— На начало 2015 года совокупная задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам превысила 54 миллиарда рублей, из которых 5,3 миллиарда — это задолженность по имущественным налогам физических лиц.

В отношении физических лиц меры взыскания начинаются с направления требования об уплате имеющейся задолженности. Только за 2014 год инспекциями края гражданам направлено порядка 1,5 миллиона требований об уплате. В случае неисполнения требований материалы передаются мировым судьям для вынесения судебного приказа и последующего удержания долга с расчетных счетов, из заработной платы, пенсии или за счет реализации службой судебных приставов имущества, имеющегося у должника.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действует бесспорный порядок взыскания, который начинается также с направления требования об уплате числящейся задолженности. Далее арестовываются расчетные счета, с которых удерживается сумма долга. В случае отсутствия на расчетном счете денежных средств, материалы передаются в службу судебных приставов для розыска должника и взыскания недоимки за счет имущества. Последним этапом взыскания является возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.

С каждым годом растет эффективность принимаемых нами мер. За 2014 год налоговыми органами края взыскана задолженность по налоговым платежам на сумму 13,5 миллиарда рублей, что выше показателя 2013 года на 11 процентов. Кроме того, сотрудниками налоговых органов совместно со службой судебных приставов проводятся рейды, в ходе которых арестовывается имущество должника, касса, изымаются наличные денежные средства. Так, за 2014 год проведено более 1,8 тысячи рейдовых мероприятий в отношении более чем 8 тысяч хозяйствующих субъектов. По результатам рейдов взыскано более 440 миллионов рублей.

Хочу отметить, что для граждан, соблюдающих законы Российской Федерации, для честных налогоплательщиков налоговая инспекция всегда будет являться сервисной службой, и мы делаем все, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг. А для налогоплательщиков-нарушителей, не уплачивающих налоги своевременно, всегда будет фискальным органом, применяющим все установленные законодательством меры воздействия.

— Если уж мы заговорили о добросовестных налогоплательщиках, то что делает налоговая служба для улучшения качества их обслуживания?

— Сегодня одним из приоритетов в нашей работе является кардинальное улучшение взаимоотношений с налогоплательщиками — расширение спектра услуг за счет развития электронных сервисов и повышения качества обслуживания. Мы делаем все возможное, чтобы создать комфортную налоговую среду и четко структурировать отношения с юридическими и физическими лицами.

Одним из важных направлений работы налоговых органов стало внедрение бесконтактного способа общения налогового инспектора и плательщика. Основной метод работы в этом направлении — создание интерактивных сервисов и развитие официального сайта Федеральной налоговой службы.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно