25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1846 Материалы по теме

Эффективное функционирование судебной системы невозможно без обеспечения исполнения судебных актов. Исполнение судебного акта как стадия судопроиз­водства неотделимо от самого процесса осуществления правосудия и является индикатором, отражающим реализацию гражданами своих прав на судебную защиту. Важнейшим качеством судебного акта является его исполнение в разумный срок. Данное право закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на уровне национальных законодательств государств по всему миру. Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68‑ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее — Закон о компенсации), принятый под влиянием пилотного постановления Европейского суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу «Бурдов против России (№ 2)», также подтвержда­ет необходимость исполнения судебного акта в разумный срок. Задача по исполнению судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств с бюджетов бюджетной системы России, возложена на органы Федерального казначейства.

Впояснительной записке к принятому Закону о компенсации сказано, что его принятие обусловлено необходимостью выполнения требований Европейского суда по правам человека о создании эффективного средства правовой защиты в связи с выявленными системными нарушениями, выражающимися в несоблюдении разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. При этом Европейский суд по правам человека исходит из того, что под эффективным средством правовой защиты в данном случае следует понимать комплекс определенных мер, направленных на предотвращение нарушения права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок. Таким образом, от органов, исполняющих судебные акты, напрямую зависит качество осуществления правосудия и эффективность работы всей государственной системы в целом.

Модель исполнительного документа в электронной форме

Учитывая специфику исполнения судебных актов, причины возврата исполнительных документов и стремительное развитие информационных технологий, Федеральное казначейство совместно с Московским городским судом приняло решение о проведении эксперимента по направлению и исполнению модели исполнительного документа в электронной форме. Для осуществления данной задачи было разработано программное обеспечение, которое позволило полностью автоматизировать процедуру исполнения судебного акта с момента получения органом Федерального казначейства от суда исполнительного документа и до момента перечисления денежных средств взыскателю по исполнительному документу.

На рисунке показан процесс организации исполнения требований электронного исполнительного документа. После вынесения судебного акта взыскатель сообщает суду реквизиты своего банковского счета и просит суд направить исполнительный документ в электронной форме. В этом случае исполнительный документ на бумажном носителе не изготавливается, а создается при помощи программного обес­печения в виде файла в формате XML путем заполнения необходимых граф. Электронный исполнительный документ содержит все реквизиты, которые в настоящее время содержит бумажный исполнительный документ, а также реквизиты банковского счета взыскателя. Каждому исполнительному документу программное обеспечение автоматически присваивает глобальный идентификационный номер, который впоследствии может стать заменой для существующей номенклатуры (в частности, заменить серию и номер для исполнительного листа).

С целью упрощения процесса создания электронного исполнительного листа и корректности заполнения данных для однозначного определения должника по исполнительному документу необходимо введение таких граф, как тип должника (юридическое лицо либо публично-правовое образование), взыскание за счет казны (ставится отметка «да» или «нет»). Также для упрощения проведения платежей при выборе в графе «тип должника» поля «юридическое лицо» и вводе (выборе) наименования должника из интегрированного справочника в систему автоматически подтягивается код бюджетополучателя должника. Кроме того, в программном обеспечении предусмотрен контроль за заполнением граф, и система в ряде случаев указывает на некорректность их заполнения, например по количеству указания цифр в банковском счете взыскателя или указанию даты выдачи исполнительного документа ранее даты вступления в законную силу судебного акта.

После создания документ­а в программном обеспечении он подписывается электронной подпись­ю судьи, выгружается в систему СУФД-online и по защищенным каналам связи автоматически направляется в УФК по субъекту РФ (по принципу одного окна). Весь процесс создания, передачи и получения исполнительного документа занимает не более 10–15 минут. В случае если в органе Федерального казначейства не открыт лицевой счет, то исполнительный документ маршрутизируется по месту открытия лицевого счета должника через УФК по субъекту РФ.

Сейчас необходимо изучить возможность направления электронных исполнительных документов в орган Федерального казначейства в консолидированном виде через суд апелляционной инстанции. Введение данной функции позволит свести к минимуму количество каналов электронного сообщения между судами и органами Федерального казначейства, снизит финансовые затраты в части необходимости установки программного обеспечения в каждом судебном органе, а также повысит безопасность передачи данных и позволит централизованно контролировать направление исполнительных документов. Процесс исполнения завершается перечислением денежных средств по исполнительному документу на счет взыскателя и направлением в суд по электронным каналам связи уведомления об исполнении исполнительного документа.

Ожидаемый эффект

Говоря о прогнозируемых эффектах внедрения электронного исполнительного документа, стоит обратить внимание на следующие:

устранение риска потери и порчи исполнительного документа, а также исключение возможности предъявления на исполнение поддельного исполнительного документа;

направление исполнительного документа всегда будет осуществляться в надлежащий орган Федерального казначейства;

устранение взыскателя от самого процесса предъявления существенно ускорит процесс исполнения и перечисления денежных средств, поскольку в случае возврата исполнительный документ будет возвращаться в суд по электронным каналам связи, а не по почте взыскателю;

сокращение сроков на проведение правовой экспертизы и уменьшение роли человеческого фактора путем введения в программном обеспечении контроля за заполнением граф в электронном исполнительном документе.

В заключение хочется отметить, что внедрение современных технологий в систему организации исполнения судебных актов позволит существенно сократить сроки их исполнения, обеспечить большую прозрачность и открытость данной стадии судопроизводства, позволит приблизить процесс исполнения судебных актов к полной автоматизации, что в конечном итоге приведет к быстрому и эффективному исполнению судебных решений.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно