В 2015 году десять российских университетов вошли в рейтинг Quacquarelli Symonds (QS), в котором представлены лучшие вузы по 36 направлениям подготовки специалистов. Представители ведущих российских вузов и британской компании Quacquarelli Symonds в ходе видеомоста Москва — Новосибирск — Лондон обсудили это событие, а также динамику продвижения российских университетов в мировых рейтингах. Видеомост был организован МИА «Россия сегодня».
Российские университеты в рейтинге-2015 вошли в число лидеров по 25 предметным областям, что вдвое больше, чем в предыдущем году. Лучший результат показал МГУ им. Ломоносова, занявший
Комментируя итоги рейтинга З. Зайцева, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd, отметила, что российские вузы существенно улучшили свои позиции. «До недавнего времени в рейтинге фигурировали только два ведущих вуза — МГУ и СПбГУ, — напомнила представитель компании QS Ltd. — Другие университеты попадали на рейтинговый радар, но либо не набирали достаточного количества экспертных упоминаний, либо имели провалы по другим индикаторам, что не позволяло им войти в топ-листы». В этом году ситуация изменилась: к МГУ им. Ломоносова и СПбГУ присоединилось еще восемь российских университетов (см. рейтинг). Улучшение позиций российских вузов эксперт связала с тем, что QS накопил достаточный объем данных для расширения опубликованных списков за пределы топ-200, увеличив охват вузов, попадающих в топ-400. Кроме того, по ее словам, улучшение связано с результатом той работы, которую проводят вузы по развитию своих структур. Еще несколько лет назад для вузов было настоящей проблемой предоставить аккуратную, проверяемую статистику по показателям, необходимым для рейтингов. «И конечно же, во многом подтягивается наука, российские ученые становятся более дисциплинированными, правильно атрибутируют свои научные статьи», — отметила Зайцева.
Как напомнила Д. Карзунина, официальный представитель QS по международным исследованиям, ключевое отличие предметного рейтинга от глобального заключается в иных индикаторах и критериях. При создании рейтинга оценка вузов проводилась по четырем критериям: мнение академического сообщества, работодателей, индекс цитирования на статью и индекс Хирша, который оценивает вклад ученого в науку. Причем, по словам эксперта, каждый год они пытаются улучшить методологию. В этом году репутационные показатели работодателя рассматривались за последние пять лет, а не за три года, как это было раньше.
Итоги планомерной работы
За счет чего же университеты сделали столь существенный рывок? На этот вопрос попытались ответить представители вузов. Так, по словам М. Н. Стриханова, ректора МИФИ, сегодняшний результат — это закономерный итог той работы, которую российские университеты проводят для того, чтобы участвовать в мировых рейтингах. «Сегодня мы уже представляем, что это отдельный вид деятельности, который должен быть сформирован в университете, — пояснил Стриханов. — У нас создано специальное подразделение по координации всей деятельности по подготовке статистики, необходимой для рейтингования».
По словам ректора, работа эта непростая. Например, в рейтингах приветствуется, чтобы количество студентов на одного преподавателя, было как можно меньше. Однако это условие не коррелируется со схемами финансирования российских вузов и, более того, противоречит нормативным документам, принятым Минобрнауки. «В этой позиции по сравнению с сильнейшими мировыми университетами мы значительно проигрываем», — подчеркнул ректор МИФИ. «Следующим моментом является то, что экспертная оценка в предметных рейтингах составляет 60 процентов, то есть фактически мы находимся в руках объективных и строгих международных экспертов», — отметил Стриханов. В связи с этим он считает, что вузы должны более активно работать с экспертным сообществом. «Российское экспертное сообщество должно понимать, что оно тоже является участником глобального образовательного процесса и от его мнения зависит позиция наших вузов в мировых рейтингах», — добавил ректор МИФИ. Кроме того, МИФИ является участником государственной программы «Глобальное образование». Это имеет важное дисциплинирующее значение. Используется организационный ресурс, дается толчок к оптимизации структуры и нормативной базы с тем, чтобы вуз мог конкурировать с сильнейшими зарубежными университетами.
Во время прямого включения из Новосибирска ректор Новосибирского государственного университета М. П. Федорук обратил внимание экспертов на то, что подобные рейтинги «дисциплинируют российское образование и позволяют вузам сверить дорожные карты». Говоря о своем университете, он отметил, что НГУ вошел в рейтинг по шести направлениям, связав это с высокой степенью интеграции вуза в Российскую Академию наук и удачным расположением в крупнейшем научном кластере России.
Важность предметных рейтингов
Участники телемоста также обсудили вопрос о важности предметных страновых рейтингов для российских вузов. По мнению Стриханова, вероятность попадания наших университетов в полные рейтинги, кроме, может быть, двух ведущих, достаточна иллюзорна. Не потому, что у нас вузы слабые, а потому, что классические университеты должны пройти некий исторический путь, чтобы перейти к глобальной конкуренции. «Россия сильна в естественных науках, и поэтому предметные рейтинги для российских вузов более конкурентны, чем глобальные, — считает ректор. — И то, что МИФИ поднялся в предметном списке с
Проректор по международной деятельности Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана И. А. Архаров подчеркнул, что участие в рейтинге — нормализующий и стимулирующий фактор, позволяющий понять расстановку сил. «Предметный рейтинг позволяет ответить на ключевой вопрос: кто и в чем силен в российском образовании, — сказал Архаров. — Работодатели смотрят, кто может подготовить наиболее адаптированного к рынку труда специалиста».
Проанализировав подобные исследования, специалисты МГТУ им. Баумана пришли к выводу, что в России следует уходить от традиционной модели дистанцирования науки от образования, двигаясь в сторону международной системы, где наблюдается теснейшая интеграция науки в образовательный процесс. По словам проректора, по решению ученого совета в вузе был закреплен некий «кодекс бауманца», который обязывает всех преподавателей ежегодно писать три научные статьи в международные журналы, тем самым увеличивая публикационную активность.
Директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Е. Ю. Крюков обратил внимание на то, что в последние годы в российском образовании публикационная активность резко усилилась, причем это касается как количества, так и качества публикуемых научных материалов. «Мы оптимистично смотрим на динамику российских вузов по предметным областям, хотя по некоторым позициям по-прежнему уступаем университетам стран БРИКС», — отметил эксперт.
Направление подготовки |
Все критерии вузов по направлениям подготовки |
||||||||
Вуз |
2015 |
Изменения |
2014 |
Академическая репутация |
Репутация |
Индекс цитирования |
Индекс Хирша |
||
Физика и астрономия |
МГУ |
36 |
↑ |
49 |
76,6 |
93,5 |
77,7 |
83,3 |
|
Математика |
МГУ |
42 |
↑ |
49 |
90,0 |
91,7 |
61,6 |
67,6 |
|
Современные языки |
МГУ |
48 |
↑ |
|
81,2 |
73,7 |
|||
Информатика и информационные технологии |
МГУ |
|
↑ |
|
67,4 |
85,5 |
72,4 |
53,2 |
|
Статистика и операционные исследования |
МГУ |
|
↑ |
|
62,3 |
67,0 |
59,5 |
53,6 |
|
Инженерия — механическая, авиационная и промышленная |
МГУ |
|
↑ |
|
55,9 |
79,2 |
71,3 |
64,4 |
|
Биология |
МГУ |
|
↑ |
|
64,9 |
69,7 |
63,8 |
51,1 |
|
Лингвистика |
МГУ |
35 |
NEW |
77.4 |
90.2 |
33.5 |
20.8 |
||
Политика и международные отношения |
МГУ |
|
NEW |
67,1 |
79,2 |
32,6 |
20,4 |
||
История |
МГУ |
|
NEW |
75,4 |
73,9 |
40,1 |
43,1 |
||
Коммуникации и СМИ |
МГУ |
|
NEW |
59,6 |
81,9 |
62,3 |
61,3 |
||
География |
МГУ |
|
NEW |
69,3 |
79,3 |
28,2 |
37,0 |
||
Образование |
МГУ |
|
NEW |
83,8 |
96,3 |
36,0 |
27,1 |
||
Фармацевтика и фармакология |
МГУ |
|
NEW |
59,1 |
56,9 |
65,8 |
51,2 |
||
Медицина |
МГУ |
|
NEW |
54,2 |
69,8 |
54,0 |
35,1 |
||
Землеведение и науки о море |
МГУ |
|
↔ |
|
63,8 |
77,5 |
71,3 |
69,6 |
|
Химия |
МГУ |
|
↔ |
|
74,9 |
82,7 |
68,7 |
70,9 |
|
Материаловедение |
МГУ |
|
↔ |
|
57,9 |
76,7 |
60,2 |
57,8 |
|
Науки об окружающей природе |
МГУ |
|
↔ |
|
79,4 |
78,6 |
65,8 |
50,2 |
|
Философия |
МГУ |
|
↓ |
|
54,7 |
82,8 |
37,9 |
56,4 |
|
Математика |
СПбГУ |
|
↑ |
|
76,9 |
73,4 |
62,1 |
58,1 |
|
Современные языки |
СПбГУ |
|
↑ |
|
72,2 |
65,0 |
39,3 |
||
Физика и астрономия |
СПбГУ |
|
↑ |
|
66,2 |
82,9 |
67,8 |
57,7 |
|
Химия |
СПбГУ |
|
↑ |
|
63,5 |
61,5 |
67,3 |
59,7 |
|
Лингвистика |
СПбГУ |
|
NEW |
68,2 |
82,4 |
42,5 |
48,3 |
||
История |
СПбГУ |
|
NEW |
71,9 |
66,8 |
22,6 |
37,1 |
||
Информатика и информационные технологии |
СПбГУ |
|
NEW |
55,0 |
72,0 |
49,3 |
|||
Физика и астрономия |
НГУ |
|
↑ |
|
60,0 |
94,3 |
81,2 |
58,6 |
|
Математика |
НГУ |
|
↑ |
|
74,5 |
89,8 |
58,3 |
50,2 |
|
Философия |
НГУ |
|
NEW |
58,1 |
57,8 |
34,6 |
|||
Современные языки |
НГУ |
|
NEW |
59,4 |
59,9 |
||||
Химия |
НГУ |
|
NEW |
62,3 |
79,0 |
63,4 |
54,4 |
||
Информатика и информационные технологии |
НГУ |
|
NEW |
55,8 |
78,9 |
33,1 |
27,2 |
||
Изучение социально-экономического и политического развития |
ВШЭ |
|
NEW |
64,8 |
49,4 |
35,0 |
48,3 |
||
Экономика и эконометрия |
ВШЭ |
|
NEW |
56,8 |
72,1 |
59,8 |
39,5 |
||
Философия |
ВШЭ |
|
NEW |
57,3 |
60,2 |
18,9 |
34,6 |
||
Социология |
ВШЭ |
|
NEW |
58,9 |
81,3 |
54,5 |
45,6 |
||
Физика и астрономия |
МИФИ |
|
↑ |
|
64,9 |
81,0 |
92,9 |
76,4 |
|
Математика |
МИФИ |
|
NEW |
57,8 |
73,0 |
51,9 |
40,4 |
||
Физика и астрономия |
МФТИ |
|
↑ |
|
68,1 |
89,5 |
64,5 |
48,1 |
|
Математика |
МФТИ |
|
NEW |
64,2 |
82,4 |
40,6 |
34,3 |
||
Современные языки |
ТГУ |
|
NEW |
64,0 |
54,4 |
||||
Физика и астрономия |
ТГУ |
|
↔ |
|
56,9 |
78,1 |
52,1 |
36,1 |
|
Инженерия — механическая, авиационная и промышленная |
МГТУ |
|
NEW |
63,1 |
75,8 |
39,2 |
29,5 |
||
Инженерия — электротехническая и электронная |
НГТУ |
|
NEW |
62,2 |
71,5 |
25,6 |
28,4 |
||
Физика и астрономия |
СПбГПУ |
|
↑ |
|
59,3 |
80,1 |
66,2 |
51,2 |
|
МГТУ — Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
МГУ — Московский государственный университет МФТИ — Московский физико-технический институт МИФИ — Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» ВШЭ — Высшая школа экономики НГТУ — Новосибирский государственный технический университет |
НГУ — Новосибирский государственный университет СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет СПбГПУ — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет ТГУ — Национальный исследовательский Томский государственный университет NEW — вошел впервые |