Версия для печати 1647 Материалы по теме

Концепция развития здорового образа жизни является одним из направлений государственной программы развития здравоохранения РФ (2013–2020 годы). Впервые за всю историю не только Российской Федерации, но и Советского Союза государство взяло на себя обязательство по формированию здорового образа жизни населения, на это выделяются бюджетные средства. Важным звеном этой концепции является развитие массовой физкультуры и спорта. Вниманию читателей предлагается рейтинг открытости учреждений спорта России.

Неудовлетворительные результаты

К зимней Олимпиаде 2014 года было спроектировано и построено множество спортивных объектов, часть из которых — лучшие спортивные сооружения в России. Это яркий пример того, что государство наконец серьезно взялось за улучшение здоровья своих граждан. Пример яркий, но далеко не единственный. За последние годы по всей стране построены сотни новых сооружений — стадионы, катки, бассейны, центры спортивной подготовки и т. д. У россиян появился реальный шанс улучшать свое здоровье, пользуясь государственными и частными услугами. Однако хорошо ли об этом осведомлены сами граждане?

АНО «Ракурс» провело исследование на предмет информационной открытости учреждений спорта и составило соответствующий рейтинг учреждений и субъектов Российской Федерации. В рейтинге участвовало 4,229 тысячи государственных и 546 негосударственных учреждений спорта. Для данного исследования была разработана оригинальная методика баллового подсчета рейтинга исходя из информации, представленной в открытых источниках (сайт или страница в сети интернет). Баллы начислялись за наличие и проработанность определенных информационных блоков: открытость и доступность общей информации об учреждении, контакты, наличие сведений о предоставляемых услугах и их цене, возможность обратной связи с сотрудниками учреждения и др. Более подробно с методикой можно ознакомиться на сайте агентства rating-r.ru.

Как итог — была получена определенная балловая статистика, а также представление о степени наличия и проработанности сайтов учреждений спорта в целом. К сожалению, результаты исследования нельзя назвать даже удовлетворительными.

Государственные и негосударственные

Из четырех с лишним тысяч государственных учреждений спорта лишь 23% имеют собственный сайт или представительскую страницу на другом портале, при этом лишь 20% пересекли нулевую отметку рейтинга. Только десятая часть государственных учреждений спорта имеет балл, равный 30 и выше, то есть представляет минимальную информацию — наименование, контакты, мероприятия. Лишь 2,2% от общего числа учреждений имеют достаточно хорошо разработанный сайт. Возможно ли при такой ситуации с доступностью информации в области спорта, при действующей уже концепции развития здорового образа жизни достигать желаемых результатов?

У негосударственных учреждений спорта ситуация не лучше. Во‑первых, если не знать, что именно ищешь, — можно и вовсе не найти. И ведь речь идет не о небольших фитнес-клубах, а о вполне серь­езных объектах — бассейнах, стадионах, катках, лыжных базах, спортивных комплексах. Также в данный рейтинг были включены различные профессиональные клубы по видам спорта — футбольные, волейбольные, гандбольные и т. д. Во-вторых, даже у известных учреждений далеко не всегда есть свой сайт — из 546 исследованных объектов сайты или страницы есть у 407. В среднем балл рейтинга у негосударственных учреждений спорта выше, однако отметку в 50 баллов пересекает крайне мало учреждений.

Топ-20 рейтинга учреждений

На основе опыта европейских исследовательских центров и собственных разработок агентством «Ракурс» была построена методика оценки качества услуг, имеющая математический алгоритм подсчета исходя из информации, находящейся в открытом доступе, в том числе в сети интернет. В соответствии с разработанной методикой для каждого участника рейтинга был установлен балл, характеризующий уровень открытости. В полученном рейтинге каждое учреждение имеет свою оценку от 0 (отсутствие открытой информации) до 100 баллов (предоставление полной информации).

Итак, первую пятерку в рейтинге учреждений заняли: МОУ ДОД детско-юношеская спортивная школа № 13 Тракторозаводского района города Волгограда — учреждение набрало 77 баллов. Далее — муниципальное учреждение Красноармейского муниципального района «Физкультура и спорт» (75 баллов), муниципальное бюджетное учреждение «Центр развития физической культуры детей и молодежи „Маяк“» (68 баллов), муниципальное автономное учреждение «Ледовый Дворец спорта» (65 баллов), муниципальное бюджетное учреждение спорта «Ставровский физкультурно-оздоровительный комплекс» Собинского района Владимирской области (65 баллов). Топ-20 составляют лишь государственные учреждения спорта, негосударственные набирают в среднем меньше баллов

(таблица 1).

С полным рейтингом государственных и негосударственных учреждений спорта можно ознакомиться на сайте rating-r.ru.

Топ-10 регионов

Путем сложения баллов учреждений, входящих в определенный субъект РФ, был сформирован рейтинг регионов. Наибольшее число баллов, по этой версии рейтинга, набрали Ненецкий АО (48 баллов), Ямало-Ненецкий АО (37,7 балла), Магаданская область (37 баллов), Дагестан (36,9 балла), Мурманская область (36,6 балла) (таблица 2).

Федеральные округа и спортивные федерации

Таким же образом был составлен рейтинг федеральных округов. На первом месте с 27,9 балла Уральский ФО, на втором, набрав 26,9 балла, — Северо-Западный ФО, третье место с 26,8 балла занял Приволжский ФО, далее Сибирский ФО (26,3 балла), Центральный ФО (25,7 балла), Южный и Дальневосточный ФО (по 24,5 балла), от них немного отстает Северо-Кавказский ФО (24,2 балла), и замыкает таблицу новичок — Крымский ФО — с 13 баллами.

Отдельно был составлен рейтинг для спортивных федераций, как олимпийских, так и неолимпийских и региональных. Первое почетное место по праву занимает Союз биатлонистов России, набрав 80 баллов (таблица 3).

Выводы

При наличествующей постановке проблемы развития массового спорта и здорового образа жизни крайне необходимым представляется процесс обеспечения открытости учреждений спорта. Основные проблемы здесь — это отсутствие самого сайта или страницы с информацией об организации. Для имеющих сайт или страничку в интернете — это отсутствие должной информации о возможностях занятия определенным видом спорта (время, стоимость, материально-техническое оснащение, необходимый для занятий инвентарь и т. п.), недостаток документации о работе учреждения (устав, регламенты, независимая оценка) и отсутствие отзывов от получателей услуг. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что ситуация с открытостью учреждений спорта в регионах России неудовлетворительная.

Поделиться