Версия для печати 2401 Материалы по теме
Федеральный бюджет в I квартале исполнялся в изменившихся внешних условиях и в условиях снижения темпов экономического роста, заявил А. Силуанов
Минфин рассказал о ходе исполнения бюджета в первом квартале

В ходе заседания Правительства РФ 11 июня министр финансов России Антон Силуанов рассказал о ходе исполнения бюджета. «Бюджет» приводит основные тезисы доклада министра.

Ключевые показатели

Федеральный бюджет в I квартале исполнялся в изменившихся внешних условиях и в условиях снижения темпов экономического роста. В I квартале бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2% ВВП. Это обусловлено снижением поступлений доходов на 1,7 процентного пункта ВВП относительно аналогичного периода прошлого года.

Нефтегазовые доходы снизились на 15,4%, а ненефтегазовые доходы выросли на 11,7%. В целом доходы федерального бюджета за I квартал составили 21,1% ВВП, что ниже, чем такие же показатели за предшествующие периоды, за период 10 и даже более лет. Это связано со снижением нефтегазовых доходов. 

Если посмотреть по отношению поступивших доходов I квартала 2015 года к I кварталу 2014 года, то доходы снизились в номинальном выражении на 2,4%, а за пять месяцев такое снижение составило уже 8,9%. Это обусловлено тем, что I квартал база налоговая формировалась еще во многом по итогам макроэкономических показателей за IV квартал прошлого года.

Расходы федерального бюджета по сравнению с I кварталом прошлого года выросли на 3,7 процентного пункта валового внутреннего продукта и увеличились на 784 млрд рублей по сравнению с прошлым годом. Это вызвано в первую очередь значительным объемом авансирования расходов, в первую очередь в силовых ведомствах.

В I квартале текущего года кассовое исполнение расходов составило 26,7% плановых назначений при среднем уровне за последние годы примерно 20%. Это связано с высоким уровнем авансирования – перечислено порядка 1 трлн рублей авансов за товары, работы и услуги. 

Значительные авансовые перечисления привели к росту остатков средств на счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений. По состоянию на 1 апреля их объем составил 357,2 млрд рублей и увеличился по сравнению с данными на начало года на 118 млрд рублей. Часть средств федеральных автономных учреждений находится на счетах, открытых в кредитных организациях, – их объем составлял от 30 млрд до 40 млрд рублей в зависимости от времени – первый, второй и третий месяцы квартала.

Рост остатков на счетах получателей средств бюджета

Отмечается рост остатков на счетах, открытых получателями средств федерального бюджета в кредитных организациях. По состоянию на 1 апреля объем таких остатков составлял 132,1 млрд рублей. Счетная палата указывает на то, что эти остатки могут являться одним из источников ресурсного обеспечения финансирования расходов, эти остатки переходят из года в год и не только не уменьшаются, но, наоборот, нарастают каждый год.

Глава Минфина отметил, что их необходимо рассмотреть при формировании бюджета на следующий год в качестве возможного источника ресурсного обеспечения последующих бюджетов.

«В этой связи я хотел бы обратиться к главным распорядителям бюджетных средств: осуществлять перечисление средств подведомственным учреждениям на банковские счета и вообще перечисление исходя из потребности в этих средствах, минимизировав необоснованные авансовые перечисления. Это же относится и к перечислению субсидий регионам», - сказал А. Силуанов. 

Остаток целевых средств на счетах бюджетов регионов за I квартал увеличился на 61,6 млрд рублей, или на 64% и составил 157 млрд рублей. Другими словами, в I квартале значительный объем средств бюджета уже был проавансирован, направлен получателям. По словам главы Минфина, вопрос в эффекте, эффективности использования этих средств, своевременности использования, чтобы они дошли до экономики, а не оставались на счетах Казначейства или на депозитах в коммерческих банках.

Источники финансирования дефицита бюджета

Дефицит бюджета составил 691,9 млрд рублей. Основными источниками для финансирования дефицита бюджета – притом что чистый объем заимствований был отрицательный (погашено обязательств больше, чем привлечено ресурсов с рынка) – явились остатки средств бюджетных учреждений и государственных бюджетных фондов.

Эти средства были использованы для финансирования дефицита федерального бюджета. Также были использованы средства Резервного фонда в размере 500 млрд рублей. Такое право предусмотрено по закону.

Данные по Резервному фонду и Фонду национального благосостояния

Общий объем суверенных фондов на 1 июня составил более 8 трлн рублей, или 10,8% валового внутреннего продукта. В феврале – марте средства ФНБ активно размещали в ценных бумагах, связанных с реализацией инфраструктурных проектов. Они были вложены в такие проекты, как «Ямал-СПГ» (75 млрд рублей).

Были приобретены на 50 млрд рублей привилегированные акции ОАО «РЖД» в целях финансирования проектов модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа, Транссиба; на 57,5 млрд рублей были вложены средства в акции «Атомэнергопрома» в целях финансирования проекта сооружения АЭС «Ханхикиви» в Финляндии. 

Кроме того, в марте – апреле средства ФНБ в сумме 64,4 млрд рублей размещены в депозиты ВТБ и Газпромбанка. 

Исполнение бюджетов регионов 

Региональные бюджеты за I квартал по доходам выросли на 11,3% от уровня 2014 года, рост наблюдался в 68 регионах, в 15 регионах было отмечено снижение. Основные источники роста доходов – это налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, которые увеличились соответственно на 8,4 и 3,8%, расходы выросли на 3,9% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года.

В результате профицит бюджетов – 242 млрд рублей, с профицитом исполнено 55 бюджетов регионов. По словам А. Силуанов, основные расходы бюджетов субъекты Российской Федерации осуществляют в IV квартале. Минфин России осуществляет мониторинг дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, с тем чтобы они не увеличивали и так значительный объём долга. 

Объем долга за период I квартала практически не изменился по сравнению с началом года, увеличился всего на 1% и составил на 1 апреля 2,116 трлн рублей. Структура долга свидетельствует о том, что в структуре долга растет доля бюджетных кредитов, то есть стало поступать больше кредитных средств из бюджета, и снижается доля коммерческой задолженности.

Доля бюджетных кредитов увеличилась на 13% за период с начала года, за I квартал, а доля коммерческой задолженности сократилась на 6% и составила 839 млрд рублей. Доля бюджетной задолженности, бюджетных кредитов составила 734 млрд рублей.

О политике Минфина

«Мы продолжим рефинансирование дорогой, коммерческой задолженности бюджетов регионов, исходя из тех соглашений, которые мы заключили с субъектами Российской Федерации.

Какой вывод по итогам I квартала? В целом наши прогнозы, которые мы делали при подготовке поправок в бюджет текущего года, оправдываются. Общий объём снижения доходов бюджета в текущем году составит от 2 трлн до 2,5 трлн рублей. Нам необходимо в этой связи осуществлять очень жёсткий режим экономии при исполнении бюджета текущего года.

Если мы получим дополнительные доходы за счёт лучшей конъюнктуры, то эти доходы нужно направлять на снижение объёма заимствований из резервного фонда, с тем чтобы сохранить резервы на последующую трёхлетку, а всю экономию, которая может быть получена по итогам текущего года, также направлять либо на сокращение заимствований из резервов, либо на перераспределение на первоочередные мероприятия, которые необходимы к финансированию или реагированию на текущую ситуацию», - сказал А. Силуанов.

Поделиться