В среду, 1 июля, Государственная дума приняла в третьем (окончательном) чтении федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект был принят в первом чтении более двух лет назад — в марте 2013 года. Его дальнейшие рассмотрения неоднократно переносились. За это время текст был радикально переработан. В итоге рамочный законопроект превратился в закон, детально регламентирующий сферу ГЧП.
Ожидается, что долгожданный закон позволит снять ограничения для притока частного капитала в жилищно-коммунальную, энергетическую и транспортную инфраструктуру. В частности, он позволит ввести в правоприменительную практику модели ГЧП, предполагающую переход права собственности на объект соглашения к частному партнеру. Среди других важных новаций закона — обязательная оценка эффективности проектов ГЧП, реализуемых на федеральном, региональном и местном уровне.
Выступая 2 июля на стратегическом форуме «Транспортные системы России», руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт заявил со ссылкой на спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, что закон будет принят верхней палатой парламента в течение недели.
Эксперты, присутствовавшие на мероприятии, позитивно восприняли новость о скором утверждении закона. Председатель Правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев напомнил, что инициаторами разработки закона были именно экспертное и бизнес-сообщество, сумевшие убедить государство в необходимости создания нормативно-правовой базы ГЧП.
По мнению главы практики ГЧП в России международной юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer Федора Теселкина, закон не лишен недочетов. Так, он запрещает участие контролируемых государством компаний в ГЧП-проектах на стороне частного партнера. Как отметил юрист, в российских реалиях такой запрет может привести к исключению из сферы ГЧП значительного числа потенциальных инвесторов.