Реформа бюджетной сети, обусловленная принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3, предусматривающего совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений, пока не дала ожидаемых результатов. Об этом Минфин России заявил в материалах, подготовленных к парламентским слушаниям по вопросу «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы»
По данным Минфина России число казенных учреждений, финансирование которых осуществляется вне государственного (муниципального) задания, в целом по Российской Федерации остается весьма высоким и практически не сокращается в последние годы (смотри таблицу). На региональном уровне доля казенных учреждений варьируется, например, от 4% в Татарстане до 92% Кабардино-Балкарской Республике. Статус казенных учреждений имеют школы, учреждения культуры и спорта, которые должны функционировать на основе государственного (муниципального) задания.
Также финансовое ведомство отметило, что медленно повышается экономическая самостоятельность учреждений и слабо развивается конкуренция в предоставлении соответствующих услуг. В структуре финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий составляют до 81%. Собственные доходы учреждений, будучи значимыми на федеральном уровне (более 1/3 совокупных доходов), на региональном и муниципальном уровнях не превышают 10%.
По мнению Минфина России при поиске резервов оптимизации сети и численности работников и соответственно повышения эффективности расходов в этом направлении должны соблюдаться базовые подходы и принципы. А именно логика «финансирования организаций» должна окончательно уступить место «оплате предоставленных услуг». Бюджетное финансирование услуг должно осуществляться строго в рамках конституционных, базовых гарантий и обязательств государства, а для услуг повышенного качества необходимо задействовать иные бюджетные механизмы (например, гранты), а также внебюджетные источники финансирования. Оптимизация бюджетной сети не должна ухудшать качество и доступность государственных услуг для граждан. Необходимы серьезные стимулы к повышению экономической самостоятельности и ответственности бюджетных учреждений, росту их конкурентоспособности, переходу на рыночные основы предоставления государственных услуг.
Напомним, что основная цель принятия Федерального закона № 83-ФЗ — повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для населения, эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений. Реформа бюджетного сектора, основанная на положениях Федерального закона № 83-ФЗ, по своим масштабам и глубине предусмотренных преобразований не имеет аналогов в современной истории.
Таблица. Количественный состав государственных и муниципальных учреждений
№ п/п |
Тип государственных и муниципальных учреждений |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
единиц |
в % к итогу |
единиц |
в % к итогу |
единиц |
в % к итогу |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Всего учреждений |
189 718 |
- |
185 710 |
- |
180 907 |
- |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
2. |
на федеральном уровне |
10 547 |
100,0 |
10 322 |
100,0 |
10 244 |
100,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
3. |
- казенные учреждения |
6 161 |
58,4 |
6 123 |
59,3 |
6 248 |
61,0 |
4. |
- бюджетные учреждения |
4 342 |
41,2 |
4 147 |
40,2 |
3 935 |
38,4 |
5. |
- автономные учреждения |
44 |
0,4 |
52 |
0,5 |
61 |
0,6 |
6. |
на региональном и муниципальном уровнях |
179 171 |
100,0 |
175 388 |
100,0 |
170 663 |
100,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
7. |
- казенные учреждения |
50 960 |
28,4 |
50 205 |
28,6 |
48 371 |
28,3 |
8. |
- бюджетные учреждения |
115 561 |
64,5 |
110 783 |
63,2 |
106 536 |
62,4 |
9. |
- автономные учреждения |
12 650 |
7Д |
14 400 |
8,2 |
15 756 |
9,3 |
10. |
Справочно: органы государственной (муниципальной) власти |
41 563 |
- |
41 585 |
- |
41 547 |
- |