Реформы — 22 июля 2015

Реформа бюджетной сети пока не дала ожидаемых результатов - отчет Минфина

Российская Федерация

Версия для печати 9302 Материалы по теме
Реформа бюджетной сети пока не дала ожидаемых результатов - отчет Минфина

Реформа бюджетной сети, обусловленная принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3, предусматривающего совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений, пока не дала ожидаемых результатов. Об этом Минфин России заявил в материалах, подготовленных к парламентским слушаниям по вопросу «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы»

По данным Минфина России число казенных учреждений, финансирование которых осуществляется вне государственного (муниципального) задания, в целом по Российской Федерации остается весьма высоким и практически не сокращается в последние годы (смотри таблицу). На региональном уровне доля казенных учреждений варьируется, например, от 4% в Татарстане до 92% Кабардино-Балкарской Республике. Статус казенных учреждений имеют школы, учреждения культуры и спорта, которые должны функционировать на основе государственного (муниципального) задания.

Также финансовое ведомство отметило, что медленно повышается экономическая самостоятельность учреждений и слабо развивается конкуренция в предоставлении соответствующих услуг. В структуре финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий составляют до 81%. Собственные доходы учреждений, будучи значимыми на федеральном уровне (более 1/3 совокупных доходов), на региональном и муниципальном уровнях не превышают 10%.

По мнению Минфина России при поиске резервов оптимизации сети и численности работников и соответственно повышения эффективности расходов в этом направлении должны соблюдаться базовые подходы и принципы. А именно логика «финансирования организаций» должна окончательно уступить место «оплате предоставленных услуг». Бюджетное финансирование услуг должно осуществляться строго в рамках конституционных, базовых гарантий и обязательств государства, а для услуг повышенного качества необходимо задействовать иные бюджетные механизмы (например, гранты), а также внебюджетные источники финансирования. Оптимизация бюджетной сети не должна ухудшать качество и доступность государственных услуг для граждан. Необходимы серьезные стимулы к повышению экономической самостоятельности и ответственности бюджетных учреждений, росту их конкурентоспособности, переходу на рыночные основы предоставления государственных услуг.

Напомним, что основная цель принятия Федерального закона № 83-ФЗ — повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для населения, эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений. Реформа бюджетного сектора, основанная на положениях Федерального закона № 83-ФЗ, по своим масштабам и глубине предусмотренных преобразований не имеет аналогов в современной истории.

Таблица. Количественный состав государственных и муниципальных учреждений

п/п

Тип государственных и муниципальных учреждений

2012

2013

2014

единиц

в % к итогу

единиц

в % к итогу

единиц

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Всего учреждений

189 718

-

185 710

-

180 907

-

в том числе:

2.

на федеральном уровне

10 547

100,0

10 322

100,0

10 244

100,0

в том числе:

3.

- казенные учреждения

6 161

58,4

6 123

59,3

6 248

61,0

4.

- бюджетные учреждения

4 342

41,2

4 147

40,2

3 935

38,4

5.

- автономные учреждения

44

0,4

52

0,5

61

0,6

6.

на региональном и муниципальном уровнях

179 171

100,0

175 388

100,0

170 663

100,0

в том числе:

7.

- казенные учреждения

50 960

28,4

50 205

28,6

48 371

28,3

8.

- бюджетные учреждения

115 561

64,5

110 783

63,2

106 536

62,4

9.

- автономные учреждения

12 650

14 400

8,2

15 756

9,3

10.

Справочно: органы государственной (муниципальной) власти

41 563

-

41 585

-

41 547

-

Поделиться