В начале апреля Министерство промышленности и торговли России утвердило отраслевые планы по импортозамещению. Программа более чем амбициозна: по некоторым направлениям ожидается рост производства в несколько раз, а доля импорта должна упасть со 100% до нуля. «Бюджет» подготовил подробный отчет о планах по импортозамещению, которые строит Минпроторг.
Статья будет опубликована в августовском номере журнала «Бюджет». На сайте мы публикуем часть материала, посвященную импортозамещению в машиностроении.
Отраслевые планы по импортозамещению утверждены 19 приказами, все они опубликованы на сайте Минпромторга. Документы ставят задачи по замене иностранных компонентов (а во многих случаях и изделий целиком) отечественными аналогами в 19 гражданских отраслях промышленности. Для разных направлений в приказах установлены различные сроки, но в большинстве случаев результатов нужно добиться к 2020 или 2022 году.
Полный материал опубликован в августовском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
При составлении отраслевых приказов Минпромторг проанализировал предложения от всех субъектов Федерации, федеральных министерств, институтов развития, Российской академии наук и российских компаний. В общей сложности было оценено и ранжировано более 4 тысяч проектов. По словам главы ведомства Д. В. Мантурова, планы прошли обсуждение с профессиональными объединениями и крупнейшими компаниями, формирующими спрос на соответствующую продукцию.
Машиностроение
Так, импортозамещение в значительной степени коснется производства сельскохозяйственных машин (тракторов, зерноуборочных комбайнов), а также агрегатов и оборудования к ним. Например, к 2020 году планируется производить 80% используемых в России тракторных двигателей внутреннего сгорания, работающих на газе. Сейчас данный показатель составляет только 20%.
Кроме прочего, в настоящее время все используемые в России машины для высадки, прополки и сборки огурцов производятся за рубежом. К 2020 году российская продукция должна занять 90% этого рынка. Такой же план установлен для техники для обработки почвы и заготовки кормов.
Отдельный приказ посвящен технике для ЖКХ и строительства дорог. Например, планируется создание российского аналога машин, используемых при скоростной укладке дорожного полотна и российской машины-ресайклера, которая перерабатывает асфальт и позволяет повторно его использовать. Сейчас 100% этого рынка в РФ занимает иностранная продукция.
План по тяжелому машиностроению содержит 47 направлений: это подъемно-транспортное и металлургическое оборудование, техника для горной и цементной промышленности. Например, импорт кранов для металлургии планируется снизить в два раза — до 25%, трубопрокатных станов — в три раза — до 20%, судовых кранов — в полтора раза — до 57%, шахтных бурильных установок — почти в семь раз со 100% до 15%.
План по энергетическому машиностроению касается кабельной промышленности, оборудования для использования возобновляемых источников энергии, производства котельных, газотурбинных установок, трансформаторов тока и других направлений. Среди планов по использованию возобновляемых источников — производство многомегаваттных установок для генерации электричества от ветра и фотоэлектрических солнечных модулей. В настоящее время 100% первых и 80% вторых импортируется, но к 2020 году планируется снизить эти показатели до 55% и 45% соответственно.
Транспорт: авиация, суда, автомобили
В настоящее время Россия является крупным мировым производителем вертолетов и самолетов, однако при их строительстве активно используются иностранные компоненты. План для авиационной промышленности предполагает замену значительной части из них на отечественные аналоги для таких аппаратов, как Suhoi Superjet, Ту-214, Ил-96-300, Ка-32, Ка-62, Ми-171 и даже для только проектируемого МС-21.
Среди агрегатов, которые планируется заменить, есть двигатели, системы остекления, авиационная электроника, части фюзеляжа, аварийные системы и другое. Многие из этих компонентов сейчас в России не выпускают. В списке для Suhoi Superjet есть даже пассажирские кресла — сейчас их закупают за рубежом.
Для автомобилестроительной отрасли планы аналогичные: речь идет о компонентах машин, уже выпускающихся в России. Например, 90% двигателей для автомобилей класса LCV (легких коммерческих авто), потребляемых в России, производятся за рубежом. Показатель должен снизиться до 50%.
Не обошли вниманием и железнодорожный транспорт: так, российские производители должны полностью занять рынок цистерн для сжиженного природного газа, генераторов для тепловозов, рефрижераторных контейнеров. Сейчас вся эта продукция исключительно импортируется на российский рынок.
Амбициозно выглядит и план по судостроению, который включает 107 пунктов. Пожалуй, самые масштабные из них — это выпуск для внутреннего рынка крупнотоннажных и рыбопромысловых судов. Сейчас 100% первых и 90% вторых для России производится за рубежом. К 2022 году показатели должны упасть до 20% и 30% соответственно.
Нефтегазовый сектор и химическая промышленность
Одна из наиболее масштабных программ по импортозамещению предусмотрена для нефтегазового сектора, дающего порядка 50% доходов федерального бюджета. Соответствующий приказ описывает 43 направления, многие из которых сами по себе являются полноценными отраслями.
Среди них: оборудование для эксплуатации скважин и увеличения нефтеоотдачи, переработки нефти, бурения, сжижения газа и другое. Порядка трети пунктов в приказе касаются технологий для шельфовых проектов. Пожалуй, самое масштабное направление в этой группе — производство оборудования для плавучих буровых установок. К 2020 году долю иностранной продукции в этом сегменте планируется снизить с 80% до 60%.
Импортозамещение коснется и геологоразведки. По данным Минпромторга, в настоящее время 85% оборудования для геологоразведочных работ производится за рубежом, а порядка 40% сервисных услуг в этой сфере приходится на иностранные компании. К 2020 году показатели должны упасть до 70% и 30% соответственно.
План для химической промышленности содержит 35 групп продукции. Среди них, например, диоксид титана, применяющийся для производства лакокрасочных материалов, декоративной косметики, пластмасс. Россия, являясь лидером по выпуску титана, удовлетворяет потребности отечественного рынка в его диоксиде всего на 10%, к 2020 году показатель планируется нарастить в девять раз.
Станкостроение и металлургия
План по станкостроительной отрасли содержит 61 пункт. Кроме прочего, это производство оборудования для фрезеровки и сварки, прессов, различных инструментов, термического (различные печи), шлифовального и литейного оборудования, техники для метеорологических измерений, а также разработка программного обеспечения.
Значительно предполагается снизить объем импорта цветных металлов и изделий из них. Так, закупка за рубежом олова должна упасть с 70% до 30%, бериллия — с 80% до 5%. Из продуктов высокого передела цветной металлургии планируется снизить импорт, например, радиаторов отопления и деталей для узлов автомобилей. Из продукции черной металлургии ожидается снижение импорта труб для нефтегазовой промышленности, нержавеющих сталей, ферросплавов, огнеупорных материалов. Российская промышленность, например, должна занять 82% отечественного рынка нержавеющего проката (сейчас — 77%).