Представители Министра экономического развития РФ, Минпромторга России и бизнес-сообщества, Депутаты Госдумы РФ, обсудили проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» и поправки к нему.
Данный законопроект направлен на укрепление основ национальной продовольственной безопасности, активизацию дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей и противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами. Документ вводит запрет на навязывание невыгодных условий при исполнении договора поставки, сокращает сроки оплаты поставленной продукции, уточняет антимонопольные правила, предлагая распространить их не только на хозяйствующие субъекты, но и на группу лиц.
Минпромторг России подготовил проект поправок к законопроекту, которыми, в частности, вводится запрет на выплату любых вознаграждений, выплачиваемых поставщиками торговым сетям в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров. Бонусы могут служить одним из механизмов конкуренции, в связи с чем резкое снижение размера бонусов или отказ от них возможно лишит производителей (поставщиков) инструмента конкуренции, поскольку торговые сети будут ориентироваться на заключение договоров поставок с крупными производителями (поставщиками), товар которых имеет стабильный высокий спрос у покупателей.
Таким образом, для отдельных производителей, в частности, для вновь входящих на рынок, а также местных производителей, «вход» в торговые сети будет затруднен. Этот вопрос требует дополнительного обсуждения с представителями заинтересованных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества.
Статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Олег Фомичев отметил, что рассматриваемые поправки готовятся ко второму чтению в Государственной Думе. По его словам это первый случай использования инструмента, заложенного в Постановлении Правительства России об оценке регулирующего воздействия, когда подготовленный депутатами Госдумы РФ законопроект был направлен непосредственно в Правительство для проведения оценки регулирующего воздействия.
«Это очень хороший прецедент, — обратил внимания замминистра. — Первый раз мы проводим ОРВ ко второму чтению по инициативе самих депутатов Госдумы».
По его словам, в данном случае есть возможность еще раз обсудить достоинства и недостатки предлагаемых поправок всем заинтересованным сторонам, а также понять, позволят ли они достичь тех целей, которые ставят авторы документа. Это особенно важно, учитывая социальную значимость законопроекта.
Напомним, внедрение института оценки регулирующего воздействия в правотворческую практику РФ было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определил, что с 2014 года оценка регулирующего воздействия становится обязательным элементом нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ, а с 2015 года — органов местного самоуправления.