Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данные поправки разработаны во исполнение дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденной в 2012 году.
Законопроект совершенствует механизм привлечения к административной ответственности резидентов за нарушение срока возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В настоящее время по действующему законодательству (ст. 15.25 КоАП) налагается административный штраф в размере 75% и до размера суммы не возвращенных в страну денежных средств. В пояснительной записке к законопроекту приводятся статистические данные Росфиннадзора, свидетельствующие о росте правонарушений. Так сумма предъявленных штрафных санкций за такие правонарушения в 2012 году составила свыше 183,7 млрд рублей, в 2013 году — 237,6 млрд рублей, в 2014 году — 361,3 млрд рублей. Процент взыскиваемых штрафных санкций за аналогичный период времени составил: за 2012 — 2013 годы — 0,01%, за 2014 год — 0,04% от общего количества предъявленных штрафных санкций.
В связи с этим законопроектом предлагается: разделить административную ответственность за нарушение установленного срока возврата или невозврат в Россию денежных средств между должностными и юридическими лицами. Кроме того, за нарушение срока возврата предлагается установить штраф в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка от суммы возвращенных средств за каждый день просрочки. Административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств остается неизменной.
По мнению Правительства РФ, вносимые изменения направлены на поддержку добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, допускающих незначительные просрочки. Задержки могут возникать по чисто техническим причинам, которые нельзя отнести к тяжким нарушениям. В этой связи предлагаемая законопроектом мера устранит несправедливость в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, уменьшит количество претензионно-исковой работы, которой вынуждены заниматься в настоящее время как резиденты, так и контрольные органы ввиду значительности размера установленных санкций.
«Применение к резидентам административной ответственности в зависимости от характера совершенного правонарушения будет соответствовать общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности», — указывается в пояснительной записке.