В Москве прошло третье мероприятие из цикла научных семинаров «Бюджет как предмет социальных наук», организованное Центром инициативного бюджетирования НИФИ. На семинаре обсуждались вопросы о методах регулирования практики инициативного бюджетирования, о формировании поддерживающей инфраструктуры в регионах и о необходимости регулирования проектов ИБ.
Материал о мероприятии опубликован в ноябрьском номере журнала «Бюджет». Мы публикуем часть, посвященную предложениям Всемирного банка о развитии институциональной инфраструктуры инициативного бюджетирования.
Этот материал целиком будет опубликован в ноябрьском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Дискуссию о развитии институциональной инфраструктуры инициативного бюджетирования продолжил И. Е. Шульга, руководитель Программы поддержки местных инициатив Всемирного банка. Он предложил следующую структуру. По его мнению, ключевыми элементами инфраструктуры выступают региональные проектные центры, которые будут заниматься сопровождением программ инициативного бюджетирования. Результатом работы такого центра должно стать широкое участие и вовлечение населения в проекты.
«Центры — очень важные элементы инфраструктуры. Из-за отсутствия сопровождения все программы инициативного бюджетирования сойдут на нет», — подчеркнул важность данного элемента Шульга. Поэтому очень важно, чтобы центры были именно местными структурами, и работали на постоянной основе. К тому же нужно организовать все так, чтобы чиновникам было комфортно работать с этой структурой. «Региональный чиновник и проектный центр — партнеры в этой работе, по-другому не получится, да и не должно быть», — считает представитель Всемирного банка.
Такие центры должны иметь потенциал — реализовывать на местном уровне не только программы ИБ, но и другие существующие сегодня разнообразные практики. Причем, проектные центры не придется создавать с нуля, они в том или ином виде уже существуют. В каких-то регионах есть агентства развития, где-то в этот процесс вовлечены вузы.
Например, в Тверской области в качестве консультантов работают студенты Тверского государственного университета. При желании каждый регион может с минимальными затратами инициировать такой проектный центр. При этом с самого начала субъекты РФ должны самостоятельно решить проблему с финансированием проектных центров — речь о помощи из центра не должна идти вообще. «Если сейчас регионы не готовы финансировать эти центры, значит им это не нужно», — считает Шульга.
Поскольку речь идет о широком тиражировании ИБ, то инфраструктура должна включать и такой элемент как информационно-обучающие площадки. «Доводить информацию из одного центра, например из Москвы, будет достаточно сложно, — считает Шульга. — Нужны информационные площадки для обмена информацией, для проведения общих семинаров.
Такие площадки могут существовать на уровне федеральных округов, на них могли бы собираться команды проектных центров из регионов округа и обмениваться опытом, информацией». Несмотря на то, что все программы ИБ имеют свою региональную специфику, есть много общих вопросов. В частности — этапность, набор организационных процедур, используемые методики, обучающие материалы для тренингов, юридические вопросы и еще много всего, что можно будет обсуждать на этих площадках.
Очень важна единая координация ИБ. И сверхважно, чтобы на все поставленные вопросы были даны единые варианты ответа. В связи с этим на верхнем уровне структуры предлагается создать некий координационный центр, который должен задавать единый тон в развитии ИБ. В его задачу может входить, в том числе, консультационное сопровождение региональных проектных центров, обобщение и анализ результатов реализованных в России проектов ИБ, изучение международного опыта и т. д.
Логика структуры, предложенной Всемирным банком, в целом понятна и не вызвала отторжения у экспертов. Лишь один элемент был поставлен под сомнение. Так, по мнению директора департамента бюджетной политики Минфина России И. А. Соколова, лишним звеном в этой структуре является информационно-обучающая площадка, поскольку распространение необходимой информации, обучение — это прямая функция координационного совета.