Министерство финансов России опубликовало на своем сайте доклад о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» за 2015 год. Мы приводим часть доклада, в которой Минфин РФ дает рекомендации регионам по реализации «Бюджета для граждан».
Анализ опыта субъектов Российской Федерации по представлению бюджетной информации в доступном для понимания формате позволил выработать рекомендации для распространения лучшей практики формирования бюджета для граждан, говорится в документе.
Рекомендация 1: публиковать больше материалов о бюджете и бюджетной системе.
Основная рекомендация, которая может быть дана по данному направлению – формировать бюджет для граждан ко всем этапам бюджетного процесса: к проекту закона и закону о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также к отчету об исполнении бюджета за полугодие и год.
На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека статей, посвященная бюджету для граждан. Ознакомиться с ее материалами можно здесьРекомендуется также разъяснять суть поправок к закону о бюджете и последствия принятия тех или иных поправок для различных целевых групп граждан и организаций, интересы которых могут быть затронуты в результате принятия поправок к закону о бюджете.
Методические рекомендации содержат минимальный объем представляемых сведений о бюджете. В качестве дополнительной информации целесообразно приводить в бюджетах для граждан следующие пункту:
• оценку потерь доходов бюджетов в связи с налоговыми расходами (налоговые преференции бизнесу и гражданам в виде налоговых вычетов, скидок и льгот);
• оценку бюджетных рисков и способы минимизации их последствий для бюджета (возможное изменение экономических показателей, влияющих на доходную базу бюджета, и последствия этих изменений, условные бюджетные обязательства, например, государственные гарантии, оценка бюджетных рисков и управления ими);
• перечень и результаты деятельности крупнейших предприятий, 50 и более процентов уставного капитала которых находится в государственной (муниципальной) собственности;
• сведения о сметной стоимости проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, и доле участия в них субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• структуру и оценку стоимости активов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Рекомендация 2: Публиковать более подробную информацию о муниципальных и государственных программах.
В состав информации о государственных и муниципальных программах помимо перечня программ и объемов бюджетных средств, направляемых на их реализацию, целесообразно включать краткую информацию об основных приоритетах и ожидаемых результатах программ в рассматриваемом периоде, а также сведения о целевых группах граждан и организаций, на поддержку которых направлены мероприятия программ.
Рекомендация 3: Публиковать информацию о бюджете с учетом интересов целевых групп граждан и организаций.
Публикация в бюджете для граждан информации с учетом интересов целевых групп граждан и организаций, получающих поддержку из бюджета, – наиболее предпочтительный формат представления сведений о бюджете. В связи с этим по данному направлению рекомендуется публиковать более подробную и полную информацию как непосредственно о целевых группах, так и представляющую интерес для целевых групп.
В составе такой информации могут быть: сведения о численности граждан и организаций, входящих в целевую группу, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку представителей целевой группы, меры бюджетной поддержки в расчете на человека, влияние на представителей целевых групп результатов реализации государственных и муниципальных программ и общественно значимых проектов и т. п.
Рекомендация 4: Публиковать подробную информацию о социально значимых проектах.
Лучшие примеры представления информации об общественно значимых проектах содержат не только сведения об объемах бюджетных средств, направляемых на возведение отдельных объектов капитального строительства, но и их характеристики, обоснование бюджетных ассигнований, сроки, достигаемые при реализации проектов, цели по развитию отрасли и территории, основные заинтересованные группы граждан и организаций, другую значимую информацию.
Рекомендация 5: Активнее использовать возможности инфографики с применением интерактивных инструментов.
При подготовке информационных ресурсов, брошюр и презентаций многие субъекты Российской Федерации изучают и используют соответствующий опыт других регионов. Субъектам Российской Федерации, в которых информация о бюджете и бюджетной системе представлена ограничено, рекомендуется более полно использовать возможности инфографики с применением интерактивных инструментов.
Рекомендация 6: Активнее использовать возможности распространение информации о бюджете и бюджетной системе.
По данному направлению рекомендуется шире использовать возможности распространения информации о бюджете и бюджетной системе через публикации в СМИ, социальную рекламу, социальные сети и мобильные приложения. Целесообразно также распространять информацию о бюджете через общественные объединения и организации социальной направленности.Кроме того, можно рекомендовать активнее использовать подготовленные материалы о бюджете на публичных слушаниях, на заседаниях общественных советов при органах исполнительной власти, а также в качестве наглядных материалов при организации учебного процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях.