В январе 2016 года в региональном разделе «лучшие практики оценки регулирующего воздействия» на портале orv.gov.ru субъектами Российской Федерации размещено 12 информационных статей с примерами проведения процедур оценки регулирующего воздействия и экспертизы и их особенностями в каждом из регионов.
Из 12 практик, размещенных на портале, особого внимания, по мнению Минэкономразвития России, заслуживают следующие.
О регистрации домашних животных ветеринарными клиниками
Проект постановления Правительства Хабаровского края «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края» регулирует правоотношения в сфере обращения с домашними и безнадзорными животными и вносит изменения в ряд краевых нормативных правовых актов.
Особенности процедуры ОРВ в Хабаровском крае отражены в одном из предыдущих обзоров региональных практик.
Целью предлагаемого проекта акта является повышение эффективности организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также на предоставление права ветеринарным клиникам осуществлять регистрацию домашних животных.
Проект акта отнесен к низкой степени регулирующего воздействия.
Следует отметить, что в Хабаровском крае для проведения публичных консультаций в рамках ОРВ используется единый официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что обеспечивает прозрачность процедуры ОРВ.
Разработчиком проведены публичные консультации:
- 20 ноября 2015 г. размещено уведомление о подготовке проекта акта, публичные консультации проводились до 4 декабря 2015 года;
- с 5 декабря 2015 г. по 19 декабря 2015 г. проведены публичные консультации по проекту акта и сводному отчету.
Уполномоченным органом в заключении об ОРВ сделаны выводы о наличии в проекте акта неопределенности административных процедур для субъектов предпринимательской деятельности, а также об отсутствии сведений о действующих федеральных или краевых нормативных правовых актов, регулирующих порядок регистрации домашних животных, информации о количественной оценке потенциальных адресатов предлагаемого регулирования и обоснования выбранного варианта решения проблемы.
Обращаем внимание, что целью проведения процедуры ОРВ является выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с чем, использование количественных методов при проведении процедуры ОРВ является необходимым инструментом для достижения указанной цели как органом-разработчиком, так и уполномоченным органом.
Учитывая изложенное, полагаем необходимым применять количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а при отсутствии возможности расчета точного значения – вероятности, интервалы или оценочную характеристику вероятности.
Сводный отчет и проект акта возвращены разработчику на доработку.
Правилами проведения ОРВ в Хабаровском крае предусмотрено, что в случае если направленный для подготовки заключения об ОРВ сводный отчет не содержит полной информации, предусмотренной правилами проведения ОРВ, уполномоченный орган возвращает материалы регулирующему органу для доработки. Указанные положения в комплексе с нормативным закреплением обязательного учета выводов, содержащихся в заключении об оценке регулирующего воздействия, способствуют более глубокой проработке всех вопросов по проекту акта органами-разработчиками в процессе ОРВ и нормотворчества в целом.
Экспертиза проведена в отношении постановления Администрации Томской области от 3 апреля 2008 г. № 36а «О порядке отнесения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения к составу искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель на территории Томской области».
Порядок проведения экспертизы в Томской области регламентирован постановлением Администрации Томской области.
Экспертиза проведена в соответствии с планом проведения экспертизы нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в 2015 году.
В Томской области кроме экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в отношении нормативных правовых актов, по проектам которых осуществлялась процедура ОРВ, проводится мониторинг фактического воздействия (оценка фактического воздействия, далее - ОФВ), порядок проведения которого урегулирован постановлением Администрации Томской области.
Обращаем внимание субъектов Российской Федерации, не осуществляющих мероприятий по проведению ОФВ, что положения 184-ФЗ допускают проведение ОФВ в рамках экспертизы.
Так, в соответствии с 184-ФЗ целью проведения экспертизы нормативных правовых актов является выявление положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, при этом выявление указанных положений может осуществляться, в том числе, в актах, по проектам которых проводилась процедура ОРВ, что является неотъемлемым признаком ОФВ.
Уполномоченным органом проведены публичные консультации с 22 июня по 21 июля 2015 года.
При проведении экспертизы разработчиком использованы количественные методы, проанализированы показатели по орошаемым и осушаемым землям в разрезе отдельных муниципальных образований региона.
В процессе экспертизы были выявлены избыточные обязанности заинтересованных лиц, как, например, обязанность указывать в обращении обоснование необходимости отнесения земельного участка к составу искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, поскольку указанная обязанность быть связана с подготовкой документов, необходимых для такого обоснования.
При этом количественная оценка указанных информационных издержек не представлена, что может повлиять на объективность выводов, содержащихся в заключении об оценке регулирующего воздействия.
Проведен мониторинг опыта других субъектов Российской Федерации в указанной сфере.
По результатам экспертизы уполномоченным органом выявлены неоднозначные для понимания положения, а также положения, способствующие возникновению информационных издержек заинтересованных лиц.
О перевозках пассажиров и багажа легковым такси
Проект закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области от 7 сентября 2011г. № 541-03 «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Липецкой области» устанавливает допустимые цветовые гаммы окраски кузова легкового такси в регионе.
Проект акта разработан в целях повышения уровня безопасности при осуществлении перевозок пассажиров и багажа на территории Липецкой области.
Порядок проведения ОРВ в Липецкой области регламентируется Законом Липецкой области и постановлением администрации Липецкой области.
Проект акта отнесен к высокой степени регулирующего воздействия.
Публичные консультации проведены разработчиком с 16 марта по 15 апреля 2015 года.
Отмечаем, что дифференциация проектов актов по степеням регулирующего воздействия позволяет с особым вниманием подойти к проектам, устанавливающим ранее не предусмотренные обязанности, запреты и ограничения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, в частности это проявляется в углубленном изучении проектов актов уполномоченным органом, а также в увеличении сроков проведения публичных консультаций.
В связи с тем, что проект акта имеет высокую степень регулирующего воздействия, указанные сроки проведения публичных консультаций, по мнению Минэкономразвития России, позволяют в достаточной степени обеспечить максимальный учет мнений всех заинтересованных лиц.
При проведении ОРВ уполномоченным органом использовались количественные методы – подсчитаны затраты на покраску или оклейку автомашин, указаны возможные суммарные единовременные расходы бизнеса (от 60 до 70 млн. рублей).
Уполномоченным органом рассчитаны возможные убытки заинтересованных лиц, что является одним из элементов цели ОРВ, закрепленной 184-ФЗ, а также серьезным аргументом при выборе вариантов правового регулирования.
Одновременно уполномоченным органом сделан вывод о том, что разработчиком не проведена оценка затрат бизнеса на приведение транспортных средств в соответствие с установленными законопроектом требованиями.
В указанных случаях Минэкономразвития России рекомендуется закрепление в региональном порядке проведения ОРВ положений, управомочивающих уполномоченный орган по результатам процедуры ОРВ направлять письмо с указанием на несоблюдение разработчиком требований, предусмотренных порядком проведения процедуры ОРВ, без подготовки заключения об ОРВ, что в совокупности с требованием обязательного наличия заключения об ОРВ в процессе разработки проекта нормативного правого акта обеспечит более тщательный подход органов-разработчиков к процессу нормотворчества.
По результатам ОРВ уполномоченным органом подготовлено заключение, в котором сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности – разработчиком нарушен порядок проведения ОРВ, выявлены избыточные расходы заинтересованных лиц, а также выявлено, что предлагаемый способ регулирования не позволит решить проблемы, обозначенные разработчиком.
Источник: сайт Минэкономразвития