14 декабря 2007 Брянск встречал финансистов из регионов, входящих в Ассоциацию «Центрально-Черноземная». Несмотря на то что в этот раз приехать смогли не все, заседание координационного совета по бюджетно-финансовой и налоговой политике оказалось весьма плодотворным: коллеги обменялись мнениями, опытом и даже разработанными документами.
Ирина ЗАХОВАЕВА
Как пояснил председатель исполнительного комитета Ассоциации «Центрально-Черноземная» Г. Ф. Федорович, многие из членов координационного совета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Ассоциации просили перенести мероприятие на начало 2008 г., но, по мнению начальника Управления финансов Липецкой области В. М. Щеглеватых, необходимость встречи по вопросам формирования региональных и местных бюджетов на 2008 г. в соответствии с требованиями нового бюджетного законодательства назрела давно и не терпит отлагательства. Интерес, с которым собравшиеся обсуждали проблемные моменты, лишний раз подтвердил его правоту.
Все дело в том, что поправки в Бюджетный кодекс, вступающие в силу с 1 января 2008 г., предусматривают довольно серьезные изменения в части регулирования бюджетного процесса. К примеру, органы местного самоуправления в 2007 г. должны были сделать выбор: формировать бюджет субъекта РФ и местных бюджетов сразу на три года или только на очередной финансовый год на базе трехлетнего среднесрочного финансового плана.
Брянская область в числе первых в Центральном федеральном округе приняла трехлетний бюджет (закон Брянской области от 17 августа 2007 г. № 130-З «Об областном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.»). И работа по формированию трехлетних бюджетов муниципальных образований на момент заседания находилась в стадии завершения. Поэтому вполне логично, что основным докладчиком на заседании стала заместитель губернатора – начальник финансового управления Брянской области Е. И. Локтикова.
Елена Ивановна отметила, что принципиальное отличие трехлетнего бюджета от бюджетов предыдущих лет заключается в закреплении приоритетов бюджетной политики сразу на три года вперед: «Благодаря такому подходу у нас появляется возможность подписания долгосрочных контрактов, “обмена ассигнованиями” между годами в рамках расходов одного главного распорядителя. Теперь мы утвердили объемы межбюджетных трансфертов (получаемых областью из федерального бюджета и муниципальными образованиями из областного бюджета) сразу на три года. Перед органами власти открылись реальные пути достижения количественных показателей результатов работы. Согласитесь, это обстоятельство повышает ответственность руководителей за плоды их деятельности, в том числе по областным и ведомственным целевым программам».
По завершении доклада оказалось, что каждому из собравшихся было что рассказать о своем регионе, и в итоге заседание приобрело формат круглого стола. Финансисты из Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Орловской, Смоленской, Ярославской областей делились своим опытом организации межбюджетных отношений, задавали коллегам наболевшие вопросы, связанные с переходом на ведомственную систему оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 января 2008 г. После нескольких часов обсуждения собравшиеся пришли к выводу, что необходимо обратиться в Правительство РФ, Минфин России, Минрегионразвития России и Минздравсоцразвития России с просьбой рассмотреть вопрос о закреплении на постоянной основе порогового уровня, при котором возможно применение «отрицательного трансферта», в 1,3 раза – это, по мнению участников мероприятия, позволит задействовать данный механизм как эффективный инструмент межбюджетного регулирования. Ряд других решений касался расширения прав субъектов РФ в части распоряжения субсидиями и дотациями.
Во время дискуссии, посвященной вопросу перехода на отраслевую оплату труда, финансисты сошлись во мнении, что в связи с реформой значительно увеличился фонд заработной платы (к примеру, в Калужской области – на 35%). В итоге было решено предложить федеральным органам власти рассмотреть вопрос об увеличении субсидий регионам на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов, направленных на эти цели, как социально значимых на переходный период 2008–2010 гг.
Источник: © Бюджет, 2008, № 1