Поправки в Федеральный закон № 44‑ФЗ, принятые в декабре 2014 года, позволили заказчику предоставлять отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также предусмотрели необходимость списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). В статье рассматривается порядок списания задолженности и нормативное правовое регулирование данного вопроса.
Вероника Александровна СЕРГЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансового менеджмента в государственном секторе Факультета социальных наук НИУ ВШЭ,
Анастасия Сергеевна МАРКИТАНТОВА, референт государственной гражданской службы Российской Федерации
Нормативно-правовое регулирование
Одна из антикризисных поправок в Федеральный закон № 44‑ФЗ, принятая еще в декабре 2014 года, наделила заказчика полномочиями по предоставлению отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлению списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, определенных Правительством РФ. Для реализации указанной нормы был принят ряд подзаконных правовых актов, определивших работу с неустойками в 2015 году. В текущем году данная норма по-прежнему остается актуальной, поскольку 29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 390‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», продливший рассматриваемую антикризисную меру еще на один год. В этой связи целесообразно рассмотреть порядок списания заказчиком задолженности.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Для реализации указанных положений принято постановление Правительства РФ от 5 марта 2015 года № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — Постановление). Следует отметить, что Минэкономразвития России подготовило поправки в данный документ, распространяющие действие Постановления на 2016 год.
Согласно нормам пункта 5 Постановления порядок списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) устанавливается соответствующим финансовым органом. Указанная норма стала неожиданностью для отдельных субъектов РФ, поскольку порядок списания неустоек, уплачиваемых на основании договоров, в данных регионах регламентировался актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ[1].
Вместе с тем положения Постановления базировались на нормах статьи 165 Бюджетного кодекса РФ, относящих к компетенции Минфина России полномочия по установлению оснований, порядка и условий списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед РФ субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц. Безусловно, указанная норма введена в отношении долговых обязательств перед РФ. Однако представляется, что субъект, формирующий регулирование правоотношений при уплате платежей в бюджеты бюджетной системы (доходов бюджета), должен оставаться тем же. В этой связи порядок осуществления заказчиком в 2015 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, был установлен приказом Минфина России от 29 июня 2015 года № 98н (далее — Порядок). Следует отметить, что Минфин России подготовил новый приказ, регламентирующий списание в 2015 и 2016 годах, при этом предусмотренный им порядок не будет отличаться от порядка, действовавшего в минувшем году.
Практически все субъекты РФ приняли нормативные правовые акты, аналогичные федеральному приказу. В информационных системах также можно ознакомиться с правовыми актами отдельных муниципальных образований о списании задолженности. Подход к правовому регулированию вопроса списания задолженности, которая относится к доходам бюджетов или доходам бюджетных учреждений, созданных публично-правовыми образованиями, обусловлен принципом самостоятельности бюджетов, гарантирующим право и устанавливающим обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. В этой связи, несмотря на то что решение о списании задолженности оформлено федеральным законом, а основания определены постановлением Правительства РФ, финансовые органы вправе, исходя из сложившейся учетной политики, определить порядок взаимодействия заказчиков и их контрагентов, в том числе условия для списания задолженности и требования к первичным документам, необходимым для ее списания.
Особенности списания задолженности
В случае если в контракт включено условие об исполнении заказчиком за поставщика обязанности перечисления сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (исключительно для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (исключительно для государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий), то задолженность по уплате неустоек считается добровольно уплаченной и списанию не подлежит.
Как списать задолженность?
В соответствии с Постановлением списанию (отсрочке уплаты) подлежит именно неуплаченная задолженность, возникшая вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, включая нарушение сроков исполнения указанных обязательств, вне зависимости от срока возникновения такой задолженности (положение о том, что задолженность должна иметь статус неуплаченной, установлено пунктом 3 Постановления). В указанную задолженность включаются исключительно неустойки (штрафы и пени). То есть не подлежат списанию суммы, начисленные заказчиком в случае:
- нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условия контракта о возврате аванса;
- предъявления поставщику (подрядчику, исполнителю) требования о возмещении ущерба;
- начисления на сумму задолженности, невозвращенного аванса, невозмещенного ущерба процентов за пользование такими денежными средствами.
Указанные суммы в силу положений статьи 395 Гражданского кодекса РФ не являются неустойками.
Возникновение задолженности в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) оформляется на основании первичных учетных документов.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н, и пунктом 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 года № 33н, бюджетная (бухгалтерская) отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного (бухгалтерского) учета, установленных законодательством РФ, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.
Данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств, проведенной учреждением в установленном им порядке в рамках формирования учетной политики.
То есть расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из сделанных бухгалтерских записей.
Поскольку в целях налогообложения прибыли списание дебиторской задолженности является основанием для включения ее суммы в состав внереализационных расходов, к списанию принимается только подтвержденная поставщиком (подрядчиком, исполнителем) задолженность или задолженность, присужденная судом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки. Направленное требование об уплате неустойки может служить основанием для составления акта сверки расчетов между сторонами контракта (далее — акт сверки), который оформляется в письменной форме. При наличии судебного решения, подтверждающего сумму задолженности, проведение сверки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не требуется.
Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика[2] и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию о неуплаченной задолженности, включенной в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов в соответствии с пунктом 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 года № 157н (далее — Инструкция № 157н). Необходимо отметить, что подписание акта сверки фактически является признанием долга организацией, которое должно осуществляться через уполномоченных лиц. В этой связи при подписании акта сверки требуется подтверждение полномочий соответствующих лиц, подписывающих документ (учредительные документы, доверенность).
Таким образом, после подписания сторонами акта сверки (формирования объема подтвержденного долга) заказчик вправе принять решение о прощении долга, то есть оформить решение о списании начисленной и неуплаченной задолженности.
Частью 6.1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ и Постановлением введены обязательные для заказчика основания принятия решения о списании задолженности (рисунок). Однако указанные основания не являются безусловными, то есть основание считается наступившим при выполнении условий, указанных в пункте 1 Постановления и в Порядке.
К основаниям принятия решения о списании относятся:
- объем подтвержденной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности не превышает 5% от цены контракта;
- размер неуплаченной задолженности, составлявшей от 5 до 20% цены контракта, до 1 января 2016 года снизился на 50%.
Размер задолженности рассчитывается на дату исполнения контракта. В случае если задолженность составляла 25% от цены контракта и поставщик до 1 января 2016 года оплатил сумму в размере 16% цены контракта, то неуплаченная сумма составит 9% от цены контракта, и, соответственно, возникнет второе основание для списания задолженности.
Постановлением предусмотрены следующие условия списания задолженности:
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) завершено в полном объеме в 2015 году исполнение всех обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств), и условия контракта не изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ;
- до 1 января 2016 года произведена уплата 50% от задолженности, достигавшей размера от 5 до 20% цены контракта;
- условия контрактов не изменялись в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ.
В пункте 1 Постановления указывается на завершение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнения обязательств по контракту именно в 2015 году. В случае если исполнение контракта завершилось ранее 2015 года, то есть поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) принята до 1 января 2015 года, то по таким контрактам списание не осуществляется. Необходимо отметить, что завершение исполнения контракта подтверждается актом приемки, иным документом о приемке, оформляемым по прекращению исполнения обязательства по договору соответствующего вида.
Что касается второго условия для списания задолженности, то при его использовании целесообразно учитывать следующие моменты. Уплата задолженности подтверждается информацией администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм задолженности в соответствующий бюджет (если задолженность возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информацией о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на счет заказчика (если задолженность возникла перед государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием). В соответствии с пунктом 50 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ[3] орган Федерального казначейства направляет администратору поступлений в бюджет информацию о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, отраженных на лицевом счете данного администратора поступлений в бюджет.
В случае если государственный (муниципальный) заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов соответствующего бюджета от применения мер гражданско-правовой ответственности по государственному (муниципальному) контракту, то информацию об уплате задолженности ему направляет администратор доходов бюджета, наделенный соответствующими полномочиями, в порядке, установленном правовым актом главного администратора доходов бюджета.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона № 44‑ФЗ и Постановлением учет достижения неуплаченной задолженности установленного Постановлением размера (то есть учет возникновения оснований для принятия решения о списании) осуществляет заказчик. Таким образом, при выполнении вышеназванных условий и возникновении рассмотренных оснований заказчик оформляет решение о списании задолженности и не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания (при выполнении всех условий) направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера.
Уведомление о списании задолженности формируется заказчиком в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов согласно приказу Министерства финансов РФ от 24 ноября 2014 года № 136н[4] (далее — Порядок по реестру), изменения в указанный приказ готовятся Минфином России. Для заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в целях обеспечения федеральных нужд, форма уведомления установлена приказом Минфина № 98н.
Составляем акт
Форма акта сверки может быть установлена заказчиком.
При разработке данной формы целесообразно предусмотреть в ней реквизиты, установленные пунктом 7 Инструкции № 157н, в том числе:
- период, за который сверяются расчеты;
- наименования сторон;
- информацию об оборотах по счету в разрезе договоров, если с контрагентом заключен не один договор;
- движение сумм по дебету и кредиту счета учета расчетов с реквизитами соответствующих первичных документов (платежных поручений, кассовых документов, приходных ордеров, актов и пр.);
- сальдо на начало и конец периода, за который сверяются расчеты;
- Ф. И. О. и должность лица, подписывающего акт;
- дату подписания акта сверки.
Внесение сведений в реестр контрактов
Для ведения реестра контрактов заказчик в соответствии с пунктом 37 Порядка по реестру формирует информацию о предоставлении отсрочки уплаты задолженности и (или) осуществления списания задолженности с указанием следующих сведений:
- даты принятия решения о списании неуплаченной суммы неустойки (штрафов, пеней);
- суммы неуплаченной неустойки (штрафа, пени), по которой осуществлено списание, указанной в уведомлении о списании неуплаченной суммы неустойки (штрафов, пеней) (далее — уведомление о списании), направленном заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю);
- реквизитов уведомления о списании, направленного заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю).
При формировании информации о реквизитах уведомления о списании, направленного заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), указываются следующие сведения:
- дата уведомления о списании, направленного заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю);
- номер уведомления о списании, направленного заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) (при наличии).
Необходимо отметить, что информация о списании задолженности не может быть внесена в реестр контрактов по тем контрактам, в отношении которых отсутствуют информация в реестре и документы об их исполнении в 2015 году, а также информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) стороной контракта обязательств.
[1] Постановление Правительства Нижегородской области от 15 октября 2013 года № 729 «Об утверждении Положения о порядке списания задолженности застройщиков-инвесторов перед областным бюджетом по оплате компенсации затрат за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, пеней за несоблюдение сроков внесения платежей, неустойки за несоблюдение сроков реализации инвестиционных проектов, предусмотренных соглашениями о реализации инвестиционных проектов».
[2] Например, принятие решения о списании задолженности может осуществляться комиссией по передаче (принятию) и списанию недвижимого и движимого имущества, материальных ценностей, бланков строгой отчетности, созданной у заказчика.
[3] Утвержден приказом Минфина России от 18 декабря 2013 года № 125н.
[4] «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».