Версия для печати 2306 Материалы по теме
На заседании межведомственной комиссии был представлен проект нового порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Москве
Внутренние финконтроль и аудит: перемены в Москве

В соответствии с требованиями законодательства внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит и ведомственный контроль в сфере закупок функционируют во всех органах власти Москвы, но с разной степенью эффективности и результативности. Вопросы осуществления контрольной деятельности внутри ведомств были рассмотрены на первом в этом году заседании Межведомственной комиссии по обеспечению взаимодействия органов власти столицы при осуществлении ВФК и ВФА.

Полный репортаж об этом опубликован в апрельском номере журнала «Бюджет». Мы размещаем часть материала, посвященную изменению порядка осуществления ВФК и ВФА.

Материал опубликован в апрельском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

На заседании межведомственной комиссии был представлен проект нового порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Москве. Результаты внутреннего финансового контроля должны формировать полную информацию для руководителя ведомства об использовании бюджетных средств и в конечном итоге обеспечивать наилучшее исполнение бюджета, а также выявлять системные ошибки при проведении бюджетных процедур. 

Действующий порядок осуществления внутреннего контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденный постановлением Правительства города Москвы № 487-ПП, направлен в первую очередь именно на контроль за осуществлением процедур, а не на предупреждение совершения нарушений. При этом в порядке не детализированы моменты, связанные с контролем за процедурами, в которых участвуют иные юридические лица. Однако большая часть бюджетных средств поступает юридическим лицам в форме субсидий или инвестиций, и повышение эффективности использования этих средств, устранение нарушений при их расходовании являются важными задачами финансового контроля.

В настоящее время подготовлены изменения в Бюджетный кодекс, которые позволят по максимуму достигать этих целей. В частности, перечень бюджетных процедур предполагается дополнить процедурами, непосредственно связанными с обеспечением соблюдения условий, целей и порядка использования межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций, ассигнований в рамках источника финансирования дефицита бюджета, а также с операциями по принятию решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Соответственно, в порядке осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Москве предлагается дополнить перечень методов осуществления внутреннего финансового контроля. 

«В действующем порядке прописан такой метод финансового контроля, как проверка, но он сосредоточен на контроле операций в рамках структурного подразделения. В настоящее же время есть необходимость четко прописать сферу действия финансового контроля в отношении государственных учреждений и государственных унитарных предприятий», — отметила заместитель руководителя Главного контрольного управления города Москвы И. Е. Зайко. 

В этой связи в проекте порядка уточняются такие методы контроля, как проверка соблюдения целей и условий получения бюджетных средств, проверка полноты и достоверности отчетности по исполнению бюджетных процедур и государственного задания, проверка соблюдения условий, установленных заключенными соглашениями о передаче полномочий, а также проверка соблюдения порядка составления и ведения бюджетных смет подведомственными учреждениями. 

Следовательно, должна измениться формулировка понятия «контроль по уровню подотчетности». Сейчас зафиксировано, что он осуществляется в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств городского бюджета путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам. Проект порядка предлагает установить, что контроль по уровню подотчетности — это контроль и в отношении иных юридических лиц, получивших средства бюджета. Для того чтобы не создавать дополнительную нагрузку на ведомства, проект порядка должен предусмотреть возможность проводить такой вид контроля силами уже сформированных контрольных подразделений.

В Москве уже есть опыт создания крупными ГРБС государственных казенных учреждений, выполняющих функции финансового аудита. Новый порядок должен регламентировать эту практику, в том числе предусмотреть требования к правовым актам, которыми эти полномочия возлагаются.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно