В майском номере журнала «Бюджет» опубликована статья, посвященная импортозамещению в сфере госзакупок, запретам и ограничениям. Материал подготовлен Анной Ермаковой, советником директора Института госзакупок, кандидатом экономических наук, и Алексеем Федоровым, старший юристом Института госзакупок.
Авторы напоминают, что для обеспечения безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития отечественной экономики, а также поддержки российских товаропроизводителей Закон № 44-ФЗ дает право Правительству РФ устанавливать запрет на допуск к закупкам либо ограничение допуска к закупкам товаров, работ, услуг, происходящих из иностранного государства. Мы публикуем часть статьи, посвященную особым условиям допуска импортных товаров в рамках Приказа № 155.
Особые условия допуска импортных товаров в рамках Приказа № 155
Чаще всего заказчики сталкиваются с необходимостью учета требований Приказа № 155, поскольку под его действие попали такие распространенные предметы закупки, как продукты питания, лекарства, мебель и прочее. Этот приказ применяется при проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в случае если среди поданных заявок есть не только предложения о поставке «отечественного» товара (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), но и заявки с предложениями о поставке товара из других стран.
При проведении аукциона Приказ № 155 применяется так: торги проходят в обычном порядке, но если победителем признан участник, предложивший в заявке товар иностранного происхождения, то контракт заключается по цене на 15% ниже его ценового предложения. Например, победил участник, предложивший в ходе аукциона цену 1 миллион рублей, но если в его заявке предложен товар иностранного происхождения, то контракт будет заключен по цене 850 тысяч рублей.
Материал целиком опубликован в майском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
В конкурсе, запросе котировок и запросе предложений Приказ № 155 действует следующим образом. При оценке заявок по критерию «цена контракта» к цене, предложенной в заявках с товарами «отечественного происхождения», применяется понижающий 15-процентный коэффициент. Например, на участие в запросе котировок поданы две заявки. В заявке участника X предложены иностранные товары по цене 430 тысяч рублей, в заявке участника Y — российские товары по цене 500 тысяч рублей, при оценке заявки Y к ценовому предложению будет применен понижающий коэффициент 15%, соответственно, заявка Y будет признана победившей, так как с учетом понижающего коэффициента ценовое предложение Y (500 000 – 15% = 425 000 рублей) лучше ценового предложения X (430 тысяч рублей). Но контракт будет заключен с участником Y по предложенной в заявке цене — 500 тысяч рублей.
Врез четко по тексту: Заявка, в которой предложены одновременно и товары отечественного происхождения, и товары иностранного происхождения, считается «отечественной» заявкой, если стоимость товаров отечественного происхождения составляет более половины стоимости всех предложенных в заявке товаров.
Соотношение долей стоимости, приходящихся на конкретные товарные позиции, рекомендуется указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе (котировочной заявке, окончательном предложении в запросе предложений). Дополнительно, функционал отдельных электронных площадок позволяет участнику закупки при подаче заявки на участие в аукционе поставить отметку о том, что к поставке предлагается одновременно и отечественный, и иностранный товар, при этом доля отечественного товара составляет более 50%.
В случае если участник закупки не продекларировал соотношение долей товаров отечественного и иностранного происхождения, то указанную долю товаров заказчик исчисляет самостоятельно по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной цены контракта. В соответствии с пунктом 13 Приказа № 155 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Однако сам Приказ № 155 не содержит механизмов проверки заказчиком (комиссией заказчика) соблюдения критериев достаточной переработки при производстве предлагаемого к поставке товара.
Форма указания (декларирования) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений страны происхождения поставляемого товара определяется самим участником.