Как было заявлено на коллегии Счетной палаты РФ, за десять лет существования особые экономические зоны так и не стали инструментом ускоренного экономического развития. Согласно выводам аудиторов сроки проектов затягиваются, инвестиции не приносят результата, а должностные лица не несут за это ответственности. В то же время оценки СП в корне расходятся с информацией Министерства экономического развития России, которое в целом положительно оценивает проекты ОЭЗ.
Полный материал об этом опубликован в июньском номере журнала «Бюджет». Мы размещаем часть статьи, касающуюся позиции Счетной палаты.
Экономический результат не был достигнут
Проверка, о которой шла речь в ходе коллегии, касалась деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах РФ. Изучалась эффективность использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в 2014–2015 годах.
Материал целиком опубликован в июньском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
По мнению Счетной палаты РФ, процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Как заявила председатель Счетной палаты Т. А. Голикова, за десять лет во всех ОЭЗ было создано 18 177 рабочих мест. Если соотнести их с суммой вложенных средств, то очень тяжело говорить об эффективности.
Стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ оценивается в 334,2 миллиарда рублей (224,5 миллиарда — средства федерального бюджета, 109,7 миллиарда — средства регионов). Отмечается, что по состоянию на 1 января 2015 года объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны.
Срыв сроков
Подготовка плановых документов по созданию и функционированию ОЭЗ со стороны государственных органов, по данным Счетной палаты РФ, осуществлялась некачественно. Практически по всем ОЭЗ сроки подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании ОЭЗ, не соблюдались. По состоянию на 1 января 2016 года перспективные планы развития ОЭЗ не были утверждены по 16 из 33 зон.
Строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения, что негативно отразилось на инвестиционной привлекательности проектов в целом, отметили в Счетной палате. Так, на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526. Неправомерное затягивание сроков привело к значительному удорожанию работ. При этом стоимость строительства инфраструктуры ОЭЗ росла как за счет увеличения стоимости объектов, так и за счет увеличения их количества.
По словам аудитора Ю. В. Росляка, руководившего проверкой особой экономической зоны на территории Советской Гавани (Хабаровский край), срыв сроков создания инфраструктуры зоны приводит к отказу потенциальных резидентов от реализации инвестиционных проектов на ее территории. В настоящее время на территории Хабаровского края создана ТОР «Хабаровск» и планируется образовать свободный порт Хабаровск, которые предполагают более привлекательные для инвесторов режимы осуществления деятельности, считают аудиторы СП.