25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1671 Материалы по теме
Вопросы интеграции госпрограмм с контрактной системой

В текущей экономической ситуации все большую значимость приобретает программно-целевое управление. При внедрении элементов такого управления в первую очередь необходимо соответствовать требованиям законодательства, поэтому в Тульской области постоянно ведется работа по адаптации, усовершенствованию методологии исполнения и технологии автоматизации бюджетного процесса.

Владимир Евгеньевич ЮДИН, министр финансов Тульской области

Внедрение программного подхода

Знаковым событием прошедшего финансового года в Тульской области стало внедрение в бюджетный процесс государственных программ: для нас это новое направление развития системы управления общественными финансами «Региональный электронный бюджет». Так, например, мы улучшили взаимодействие с Министерством экономического развития Тульской области, тесно увязав процессы планирования бюджета и формирования государственных программ.

Бюджетные средства должны планироваться на реализацию мероприятий государственных программ, поэтому на первом этапе ГРБС формируют свои программы в соответствии со стратегией социально-экономического развития Тульской области, а Министерство экономического развития региона эти программы согласовывает. После формирования государственных программ начинается процесс планирования бюджета на их исполнение. Здесь мы также придерживаемся законодательства, в том числе в части требований к интеграции с процессами закупочной деятельности: начиная с 2016 года закупки должны планироваться как обеспечение реализации мероприятий государственных программ. Для этого мы определили схему интеграции регионального электронного бюджета с региональной контрактной системой, в рамках которой заказчики должны относить все свои закупки на конкретное мероприятие государственной программы. При этом, планируя закупки, заказчики смогут увидеть, какие ожидаемые результаты запланированы по мероприятию, что, безусловно, поможет им определиться с объемами закупок.

Для Министерства финансов Тульской области такие планы закупок ГРБС — это в том числе и непосредственное обоснование объемов бюджетных ассигнований, необходимых для реализации государственных программ. Мы придерживаемся концепции, в соответствии с которой план закупок и проект бюджета должны быть непрерывно связаны между собой на всех этапах бюджетного процесса. Данный подход позволяет на этапе планирования бюджета в любой момент проконтролировать планы закупок на предусмотренные бюджетные ассигнования. При этом государственным заказчикам после утверждения закона о бюджете будет намного проще оперативно утвердить свои планы закупок.

Механизмы контроля

Нельзя забывать, что бюджет, государственные программы и планы закупок — документы не статичные, они постоянно меняются. Поэтому и на этапе исполнения бюджета должен осуществляться постоянный контроль. Во-первых, речь идет о контрактуемых статьях: не должно быть случаев, когда государственный заказчик выходит на закупку, а средств на ее проведение оказывается недостаточно. Во-вторых, мы также планируем контролировать, обеспечено ли наличие всех ресурсов для своевременной реализации мероприятий государственных программ. Для этого по каждому мероприятию мы планируем определить контрольные события, например:

  • запланированы ли закупки по всем контрактуемым статьям, финансирующим мероприятия государственных программ;
  • определены ли поставщики;
  • в срок ли исполнены контракты.

Всю информацию, необходимую для оперативной аналитики обеспеченности мероприятий государственных программ, мы планируем получать автоматически в рамках интеграции с региональной контрактной системой.

Аналитике мы уделяем особое внимание. Так, в 2015 году в региональной контрактной системе Тульской области была внедрена подсистема оценки эффективности процессов планирования, размещения заказов, исполнения государственных контрактов. Мы рассчитываем, что она повысит оперативность и объективность оценки деятельности участников процесса закупок, а также позволит проводить структурный анализ процесса закупок, в том числе планируемые и уже опубликованные закупки в разрезе государственных программ.

План закупок и проект бюджета должны быть связаны между собой на всех этапах бюджетного процесса

К сожалению, в связи с тем что в 2015 году бюджетные учреждения для указания финансового обеспечения закупок использовали только код классификации операций сектора государственного управления, большую часть закупок нельзя было соотнести с мероприятием той или иной государственной программы. Однако переход к планированию закупок в разрезе мероприятий государственных программ, произошедший в 2016 году, коренным образом изменил существующую ситуацию: теперь мы можем оперативно отслеживать и анализировать выполнение мероприятий государственных программ в части осуществления закупок.

Таким образом, в результате полномасштабного применения методов программно-целевого управления мы планируем к концу 2016 года выстроить эффективную систему управления, направленную на повышение уровня и качества жизни населения Тульской области и достижение целей социально-экономического развития региона.

Ссылки на видеоматериалы по данной теме можно найти на главной странице сайта bujet.ru.

Рисунок. Единое информационное пространство Тульской области

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно