Версия для печати 3651 Материалы по теме
Олег Татаринов
В последние два года государство стало гораздо активнее решать социальные проблемы: реализуются приоритетные национальные проекты, принимаются меры по улучшению демографической ситуации. О том, как действия федеральной власти подкрепляются на региональном уровне, рассказывает председатель Тульской областной Думы Олег ТАТАРИНОВ.

– Олег Владимирович, какое направление работы является приоритетным для депутатов Тульской областной Думы?

– Безусловно, это социальная политика. Особое внимание депутаты уделяют решению демографических проблем. В Тульской области на протяжении долгого времени смертность значительно превышала рождаемость, что во многом объяснялось неудовлетворительным состоянием системы здравоохранения. Материально-техническая база большинства медицинских учреждений до недавних пор не соответствовала современным требованиям. Не менее серьезной проблемой являлся и дефицит медицинских кадров.

Не надо думать, что депутаты областной думы спокойно взирали на кризисную ситуацию. С конца 1990-х гг. было принято порядка 10 целевых медицинских программ: по улучшению лечения сахарного диабета, артериальной гипертонии, по усилению борьбы с туберкулезом, заболеваниями социального характера. К сожалению, из-за нехватки средств в региональной казне многие программы выполнялись не в полном объеме.

Улучшить ситуацию в этой сфере стало возможным благодаря национальному проекту «Здоровье», инициированному Президентом России В. В. Путиным. На поддержку первичного медицинского звена были направлены мощные финансовые ресурсы. Значительное повышение заработной платы участковых терапевтов и педиатров, медицинских сестер способствовало решению проблемы обеспечения поликлиник врачебными кадрами. В распоряжение Тульской области поступили сотни современных приборов и аппаратов, десятки автомобилей скорой медицинской помощи. Более доступной для жителей региона стала высокотехнологичная помощь в федеральных специализированных медицинских учреждениях.

Таким образом, уже на начальном этапе реализации нацпроекта «Здоровье» достигнуты заметные положительные результаты. Однако национальный проект не панацея от всех бед. Без принятия дополнительных мер на региональном уровне добиться кардинальных перемен в сфере здравоохранения невозможно.

– Что делает областная дума для улучшения медицинского обслуживания жителей региона?

– Совместно с администрацией области разработана целевая программа развития здравоохранения, которая стала крупной региональной составляющей нацпроекта и не имеет аналогов по объемам финансирования. На ее реализацию в течение пяти лет из бюджета области и муниципальных бюджетов планируется выделить более 1,5 млрд руб. Это позволит заметно улучшить диагностику и лечение, повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи.

Важнейшей задачей программы является оснащение медицинским оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения. Городские и районные больницы получают ультразвуковое и рентгенографическое оборудование, компьютерные томографы, реанимационные аппараты. На указанные цели из бюджета области направляются значительные средства, которые еще не так давно казались нереальными, – например, в прошлом году сумма составила 500 млн руб.

Кроме того, программой предусмотрено создание пяти межмуниципальных лечебно-диагностических центров. Три из них – в Алексине, Суворове и Новомосковске – уже начали работать, еще два – в Ефремове и Туле – будут открыты в ближайшее время. Это значит, что качественная медицинская помощь станет более доступной для жителей небольших городов и сел.

Разработчики программы не оставили без внимания и нужды специализированных медицинских служб. Планируется усилить борьбу с ВИЧ-ин­фек­цией и заболеваниями социального характера, усовершенствовать онкологическую помощь, развивать программный гемодиализ, кардиологию, эндопротезирование.

Более 600 млн руб. намечено выделить на строительство и реконструкцию учреждений здравоохранения, в частности возведение новых больничных зданий в нескольких районных центрах. Внушительные суммы направляются на развитие Тульской городской больницы скорой медицинской помощи, детской областной больницы, других учреждений.

– Какие еще медицинские программы приняты депутатами областной думы?

– Хорошим дополнением к нацпроекту «Здоровье» стали программы поддержки сельского здравоохранения и модернизации рентгеновского оборудования, разработанные в сотрудничестве с администрацией области и принятые областной думой еще до начала реализации нацпроекта. Прежде их финансирование урезалось, и только в нынешнем году средства должны быть выделены в полном объеме.

В рамках национального проекта в 2006 г. была существенно увеличена зарплата работников фельдшер­ско-акушерских пунктов. Дело региональной власти – создать нормальные условия для их работы. Эту задачу решает программа дополнительной поддержки сельского здравоохранения, в соответствии с которой только на ремонт фельдшерско-акушерских пунктов и сельских амбулаторий планируется выделить около 14 млн руб.

Еще одна медицинская программа, подготовленная администрацией области и утвержденная думой, – «О мерах по развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов». Это направление не вошло в национальный проект, хотя проблем здесь накопилось немало: в последние годы значительно сократилось число доноров, уменьшились объемы заготовок крови и плазмы. Новая программа призвана исправить ситуацию. На модернизацию материально-технической базы службы крови и дополнительную социальную поддержку доноров за четыре года будет направлено 23 млн руб.

Депутаты Тульской областной Ду­мы считают крайне важным не только принятие законов, дополняющих нацпроект «Здоровье», но и контроль за его исполнением. В региональном парламенте действует рабочая группа по мониторингу реализации приоритетных национальных проектов, на заседаниях которой регулярно обсуждается ход исполнения нацпроекта. В последний раз эти вопросы рассматривались в июле, перед уходом депутатов на парламентские каникулы.

Таким образом, сегодня на региональном уровне осуществляется целый комплекс мер, развивающих нацпроект «Здоровье». Совместные усилия органов власти разных уровней дают ощутимые результаты. В частности, в прошлом году общая смертность населения в нашем регионе снизилась на 6,2%, инвалидизация – на 13,7%. Эта положительная тенденция сохраняется и в нынешнем году.

– Однако социальная политика не исчерпывается только здравоохранением, сколь бы важной ни была эта сфера. Что Тульская областная Дума делает для поддержки других социальных отраслей?

– Стремясь максимально эффективно использовать бюджетные средства, депутаты областной думы совместно с администрацией области активно применяют программно-целевой метод, позволяющий концентрировать финансовые ресурсы для решения важнейших социальных задач.

В 2007 г. из бюджета области будет профинансировано более 20 программ социальной направленности. Почти все они рассчитаны на несколько лет, на их реализацию выделяются значительные бюджетные средства. Объемы финансирования программ развития образования, культуры исчисляются сотнями миллионов рублей. Кроме того, в регионе действуют программы улучшения положения детей, реабилитации ветеранов боевых действий, развития физкультуры и спорта.

Хотя некоторые программы приняты областной думой сравнительно недавно, уже есть заметные результаты. К примеру, успешно реализуется областная программа развития образования. К началу нынешнего учебного года введена в эксплуатацию Большескуратовская школа в Чернском районе – первое среднее учебное заведение, построенное в области за последние 15 лет. А в 2008 г. начнет функционировать еще одна новая школа в Дубенском районе.

Нужно учитывать, что принятые думой программы, как правило, являются долгосрочными. Некоторые получили солидное финансирование уже на начальном этапе, а программа «Культура» начнет активно действовать со следующего года. Перечень ее направлений очень широк – от реставрации тульского кремля и строительства пристройки к Театру кукол до поддержки сельских домов культуры.

– В мае этого года, выступая на заседании Совета законодателей, Вы подняли очень важную жилищную проблему. Каковы перспективы ее решения в Тульской области?

– Шестой год действует областная программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в 2007 г. на ее реализацию выделено 485 млн руб. Думой нынешнего созыва принята разработанная в сотрудничестве с администрацией области серьезная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, основные направления которой – реконструкция котельных, замена ветхих тепловых и водопроводных сетей. Большой объем работ выполняется в рамках депутатских программ подготовки ЖКХ к зиме. Как видите, меры для улучшения ситуации на региональном уровне принимаются, однако очевидно, что без существенной поддержки федерального бюджета заметных перемен к лучшему не будет. Пока же нам приходится рассчитывать в основном на собственные силы.

Депутаты областной думы неоднократно обращались к руководству страны с просьбой увеличить финансовую поддержку данного направления. Особое внимание этим вопросам уделяет и губернатор В. Д. Дудка. Надеюсь, что консолидированные усилия региональных и федеральных органов государственной власти позволят ускорить решение жилищно-коммунальных проблем в Тульской области. Хорошие возможности для этого дает образованный по инициативе Президента РФ В. В. Путина Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ.

– Депутатами принято много программ, требующих финансирования из областного бюджета. Есть ли уверенность в том, что они будут полностью выполнены?

– В недавнем прошлом финансирование социальных программ нередко приходилось сокращать из-за нехватки средств в областном бюджете. Однако в последнее время ситуация улучшается. В 2006 г. в региональную казну поступило 17,6 млрд руб. Законом о бюджете нынешнего года утвержден существенно больший объем доходов – 19,4 млрд руб. В первом полугодии доходная часть бюджета выполнена на 104,5%, а значит, запланированный годовой показатель также будет перевыполнен. Это позволяет надеяться, что социальные программы будут реализованы в полном объеме.

– А что областная дума делает для пополнения доходной части бюджета?

– Эта работа ведется совместно с администрацией области. В июле губернатор выступил перед депутатами с ежегодным посланием о положении в области, где были обозначены основные направления финансово-экономического развития региона, причем упор делался на привлечение крупных инвестиций, модернизацию производственной базы. Намеченные меры, как предполагается, позволят увеличить бюджет области к 2011 г. по сравнению с 2005 г. минимум в два раза.

Этой же стратегии придерживается в законотворческой работе и областная дума. Два года назад был принят региональный закон о льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности.

В минувшем парламентском сезоне по предложению областной администрации дума внесла в данный закон важные изменения, и теперь он заработал в полную силу. Таким образом, в регионе созданы благоприятные условия для прихода крупных инвесторов.

Можно привести и другие примеры. На протяжении многих лет дума регулярно принимает программы государственной поддержки малого предпринимательства. В 2007 г. начала действовать программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Одним словом, депутаты делали и будут делать все возможное для того, чтобы экономика области динамично развивалась, а налоговые поступления в бюджет росли.

– Последний вопрос, конечно, о планах. Что запланировано на осеннюю сессию и каковы прогнозы относительно реализации принятых решений?

– В своем послании думе губернатор назвал целый ряд законопроектов, которые должны быть представлены на рассмотрение депутатов. В частности, это законопроект о направлениях промышленной политики, программа по улучшению демографической ситуации в области. Нас ждет и большая работа над бюджетом Тульской об­ласти.

Уверен, что конструктивное взаимодействие областной думы и администрации продолжится, и это позволит значительно улучшить социаль­но-экономическую ситуацию в ре­ги­о­не.


Справка «Бюджета»

Олег Владимирович ТАТАРИНОВ, председатель Тульской областной Думы, секретарь политического совета Тульского регионального отделения партии «Единая Россия»

Родился 24 июня 1967 г. в Туле.
В 1990 г. окончил Тульский государственный педагогический институт им. Л. Н. Толстого, в 1999 г. – Всероссийский заочный финансово-экономический институт, в 2002 г. – Тульский государственный университет, квалификация «Юрист». Доктор исторических наук.
1990–1992 гг. – депутат Тульского горсовета, ассистент кафедры Тульского государственного педагогического института им. Л. Н. Толстого.
1992–1993 гг. – исполнительный директор НПО «Тулбытсервис».
1993–1997 гг. – директор ТОО «Научно-производственный центр “Арктоус”».
1997–1997 гг. – депутат Тульской городской Думы, директор издательства ООО «Родничок».
1997–2000 гг. – первый заместитель председателя Тульской городской Думы.
2000–2004 гг. – член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Тульской области – представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Тульской областной Думы.
С 2004 г. по настоящее время является председателем Тульской областной Думы четвертого созыва.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и другими наградами Правительства РФ.

Источник: © Бюджет, 2007, № 10
Поделиться