Общий объем процедур определения поставщика, объявленных в соответствии с Законом 223-ФЗ, увеличился по сравнению с I полугодием 2015 года на 13% и достиг 8,7 трлн. рублей. Об этом говорится в докладе о результатах мониторинга применения закона, опубликованном на сайте Министерства экономического развития России.
За весь период реализации 223-ФЗ на 170 электронных площадках было проведено свыше 1,2 млн. закупок в электронной форме. На 43 электронных площадках осуществляется 99% таких закупок. При этом на 78 площадках проведено в совокупности около 9 тыс. закупок.
По состоянию на I полугодие 2016 г., в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд зарегистрировано 82 312 организаций, на которые распространяется действие 223-ФЗ.
Низкая конкуренция
Как говорится в мониторинге Министерства экономического развития России, основной проблемой реализации Федерального закона № 223-ФЗ является низкая конкурентность закупок. На неконкурентной основе осуществляется более 95% закупок. В первую очередь речь идет о закупках у единственного поставщика, которые составляют более 40% общего числа закупок. Кроме того, это закупки с применением иных способов, на долю которых в 2015 году пришлось более 55% от общего объема закупок. В большинстве случаев все эти многочисленные дополнительные способы — не более чем маскировка закупки у единственного поставщика.
Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется более 3500 способов определения победителя. При этом только 3,3% закупок осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с гражданским законодательством.
В докладе приводится следующий пример. Компания «Газпром» 30 ноября 2015 года объявила тендер на строительство объектов магистрального газопровода «Сила Сибири». Закупка была объявлена в виде запроса предложений в электронной форме. Сумма превысила 155 миллиардов рублей, при этом срок подачи заявок составил всего семь рабочих дней. В течение указанного срока участникам закупок необходимо подготовить заявку, получить одобрение соответствующего органа управления на совершение крупной сделки, получить банковскую гарантию. «Очевидно, что такие короткие сроки не могут обеспечить возможность участия в закупки всех заинтересованных лиц», — констатируют эксперты ведомства.
В то же время в Минэкономразвития России отмечают, что указанные проблемы могут быть урегулированы посредством установления исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами.
Договорные торги
Мониторинг ведомства показал наличие значительных расхождений в информации о планируемых закупках и заключенных договорах. Необходимо принятие мер, направленных на повышение достоверности информации о закупках, размещаемой в единой информационной системе, отмечают в министерстве.
Долю договорных торгов, то есть таких, которые приходят в сговоре с участниками, в Минэкономразвития России оценивают не менее чем в 25%. В абсолютном выражении это составляет более 3,5 триллиона рублей. Расчеты показывают, что при среднем количестве подаваемых заявок, равном 1,2, и при условии их равномерного распределения количество несостоявшихся закупок должно быть не менее 42%. В то же время согласно статистике, в 2015 году признано несостоявшимися только 17% закупок.
Согласно данным ведомства низкое количество подаваемых заявок наблюдается в том числе в отраслях с развитой конкуренцией. Например, на закупки транспортных средств в среднем подается 0,86 заявки, на закупки транспортных услуг — 0,83. В министерстве полагают, что тендеры, на которые подаются заявки нежелательных участников, могут отменяться заказчиками.
Наиболее конкурентным способом закупки является аукцион, где в среднем подается 1,6 заявки. Наименее конкурентны прочие способы, где в среднем подается 1,2 заявки. Если говорить о ценовых сегментах, то анализ представленных данных свидетельствует о том, что наиболее конкурентные закупки осуществляются в ценовом диапазоне от 100 до 500 миллионов рублей.
При этом участники тендеров, проводимых госкомпаниями, стали активнее жаловать на процедуры. В 2015 году в центральный аппарат ФАС России подано 502 жалобы. По сравнению с 2014 годом количество поступивших жалоб возросло почти в два раза. Из них признано обоснованными 245, то есть почти половина.
Сложности для МСП
Что касается доступности закупок для малого и среднего бизнеса, то в ведомстве констатируют, что субъектам МСП до сих пор трудно участвовать в тендерах госкомпаний. В частности, об этом свидетельствуют контрольные участия в закупках ряда крупных заказчиков. Непривлекательность закупок для поставщиков подтверждается сокращением среднего количества подаваемых заявок на торги с 1,3 в 2014 году до 1,2 в 2015 году.
При этом такие цифры нельзя списать только на ухудшение экономических условий. Так, благодаря модернизации механизмов контрактной системы в сфере закупок в ней удалось добиться роста аналогичного показателя до трех заявок.
В то же время, как отмечается в докладе, Минэкономразвития России полностью выполнило план мероприятий (дорожную карту) «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Все целевые показатели дорожной карты достигнуты.
По данным мониторинга Корпорации развития малого и среднего бизнеса, средняя доля закупок у субъектов МСП 35 крупнейших заказчиков (они входят в специальный перечень, определенный Правительством РФ) составила 36,2% от общего объема закупок. Это в два раза превышает установленный правительством обязательный объем закупок у малых и средних предприятий. Средняя доля закупок у субъектов МСП по прямым закупкам составила 11,8% от общего объема закупок.
В ведомстве напоминают, что в прошлом году была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Ее полномочия и обязанности были установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ. Кроме прочего, Корпорация МСП будет заниматься мониторингом закупок госкомпаний с точки зрения их доступности для малого бизнеса.