В Московской области создан специализированный интернет-портал, предоставляющий большие возможности по доступу к бюджетной информации как широкой аудитории, так и профессионалам — экономистам и финансистам. О проекте и планах по его дальнейшему развитию рассказал министр финансов Московской области Антон Олегович КОТЯКОВ.
— Антон Олегович, как известно, курс на открытость бюджетных данных был принят Правительством России еще в 2013 году. Что в Подмосковье сделано за эти три года?
— Действительно, в настоящее время уделяется особое внимание повышению уровня открытости и прозрачности бюджетного процесса и бюджетных данных на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Открытость бюджетных данных подразумевает наличие возможности у всех категорий граждан свободно получать доступ к нормативной, статистической, аналитической и иной информации в сфере управления общественными финансами. Решая задачу по реализации вышеуказанных возможностей, мы выполнили достаточно большой объем работ нормотворческого, административного и организационного характера, расширяя пул информации, представляемой гражданам на всех этапах бюджетного процесса Московской области.
Отчетливо понимая, что официальные документы, касающиеся бюджетного процесса, довольно объемны и содержат в себе информацию, которая трудно воспринимается обычными гражданами, мы искали эффективные инструменты раскрытия бюджетной информации в простой и наглядной форме. В качестве одного из таких инструментов в Московской области активно используется и постоянно совершенствуется специализированный интернет-портал «Открытый бюджет Московской области» (budget.mosreg.ru).
— Чем интересен этот портал, что за информация на нем содержится?
— «Открытый бюджет Московской области» является неотъемлемой частью формируемого в субъекте регионального сегмента электронного бюджета и представляет собой не просто некую витрину данных, а сложную информационно-аналитическую систему. Наполнение портала осуществляется в автоматизированном онлайн-режиме путем получения данных со всех предметных подсистем регионального электронного бюджета Московской области, а также внешних источников регионального и федерального уровней.
На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека статей, посвященная открытому бюджету. Ознакомиться с материалами можно здесь.
Публикуемая на портале информация раскрывает в разнообразных разрезах все аспекты бюджетного процесса Московской области — от плановых назначений доходной и расходной частей бюджета, показателей социально-экономического развития региона, объема и структуры государственного долга, финансовых и натуральных показателей государственных программ Московской области до их фактических значений в задаваемый период времени.
— А кто адресаты данного портала? Кому и зачем могут понадобиться бюджетные данные Подмосковья?
— Создавая портал, мы ориентировались в первую очередь на жителей Московской области, желающих в простой и наглядной форме ознакомиться с основными направлениями расходования бюджетных средств в регионе, найти интересующую их информацию и проследить за текущей финансовой ситуацией в таких важных сферах, как, например, здравоохранение, ЖКХ, образование, транспорт, социальное обеспечение и другие. При этом объем представленной информации и разнообразные способы ее представления позволяют найти что-то полезное широкому кругу пользователей, включая специалистов, аналитиков и бизнес-сообщество, которое использует получаемые данные для профессиональных целей.
— Пользователи могут как-то высказать свое мнение на портале, задать вопрос, сделать предложение? Предусмотрена ли обратная связь?
— Да, все это тоже присутствует. На портале функционируют все ставшие привычными общедоступные инструменты обратной связи с посетителями сайта, такие как форум, вопрос — ответ, опросы, возможность направить электронное обращение в Министерство финансов Московской области.
Кроме этого, имеющийся на портале сервисный инструментарий включает в себя и полезные для граждан онлайн-калькуляторы, позволяющие интерактивно рассчитать налог на доходы физических лиц, размер пособия по беременности и родам, налоговые вычеты и семейные расходы, оценить личный взнос гражданина в консолидированный бюджет Московской области и проголосовать за свой вариант расходования средств бюджета.
— Каким образом портал могли бы использовать специалисты финансовой и экономической сферы?
— Для специалистов финансовой и экономической сферы реализован уникальный сервис интерактивного конструктора данных, позволяющий формировать произвольные пользовательские отчеты, делать разнообразные выборки и группировки, формируя на их основании таблицы, графики, схемы, используя весь пул имеющейся в системе информации. А благодаря технологически развитому механизму построения портала конструктор данных и иные элементы «Открытого бюджета Московской области» — например, аналитические отчеты и интерактивные сервисы — при необходимости можно самостоятельно встраивать на сторонние интернет-ресурсы.
Кроме всего прочего, и специалисты муниципальных образований Московской области благодаря разработанному функционалу «мультисайтовости» могут без осуществления дополнительных затрат использовать портал в качестве рабочего инструмента для формирования и развития собственного финансового портала муниципалитета.
— Как в дальнейшем будет развиваться портал и региональный электронный бюджет? Какие еще новации вы планируете?
— В первоочередных планах функционального развития портала — реализация на его основе единой точки входа в предметные подсистемы регионального электронного бюджета. Уже сейчас в рамках данной активности на базе портала мы сформировали так называемые личные кабинеты ГРБС, в которых публикуем детальную информацию, связанную с финансовой деятельностью ГРБС и его подведомственных учреждений.
Помимо этого, в рамках проводимого сейчас внедрения в Московской области централизованного решения по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях, построенного на облачных технологиях, мы активно прорабатываем расширение представляемой ГРБС аналитической информации, спуская ее уровень до бухгалтерских учетных данных. Такие данные будут использоваться для сравнения учреждений между собой в рамках одной отрасли по тем или иным KPI с возможностью их отображения на карте.
Говоря о расширении открытости и доступности бюджетных данных и при этом понимая, что простому пользователю наиболее интересна не общая информация по региону, а данные, связанные с конкретной территорией и тем поселением, в котором он проживает, мы поставили себе задачу автоматизированного получения оперативных финансовых данных от муниципалитетов. Первые результаты в этом направлении ожидаем увидеть уже к концу этого года.
Рассматриваем и возможность доработки портала как инструмента инициативного бюджетирования, переходя тем самым от открытости и прозрачности к непосредственному вовлечению граждан во все этапы бюджетного процесса Московской области, от планирования до контроля исполнения бюджета.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ