Юбилейный XXV Международный финансовый конгресс, прошедший с 29 июня по 1 июля в Санкт-Петербурге, расширил свой традиционный формат и обозначил новые глобальные темы: в этот раз участники мероприятия обсуждали вопросы не только банковского сектора, но и всей мировой финансовой отрасли.
Символичным началом конгресса стало подписание меморандума о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга и Центральным банком Российской Федерации. Предмет соглашения — создание и продвижение на базе национальной платежной системы «Мир» нового платежного инструмента, единой карты петербуржца. Подписи под документом поставили губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко и председатель Банка России Э. С. Набиуллина.
По словам Полтавченко, Правительство Санкт-Петербурга проводит ответственную финансовую политику: город всегда точно в срок и в полном объеме исполняет свои обязательства, что укрепляет доверие инвесторов. Кроме того, город занимается размещением на банковских депозитах временно свободных средств бюджета. По мнению губернатора, это позволяет эффективно управлять ликвидностью бюджета, снижать инфляционные риски и получать дополнительные доходы в городскую казну. Так, в 2015 году на депозиты коммерческих банков было размещено 356,7 миллиарда рублей бюджетных средств Санкт-Петербурга. Некоторое время назад на площадке Санкт-Петербургской валютной биржи впервые в России была реализована технология биржевого размещения средств бюджета на банковские депозиты, отличающаяся максимальной открытостью проведения торгов. Сегодня ее применяют Федеральное казначейство, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, другие крупные государственные структуры.
Санкт-Петербург также является лидером в сфере внутренних заимствований. За два десятилетия — со времени выпуска в 1995 году именных облигаций для финансирования дефицита бюджета — город прошел путь от размещения простейших дисконтных бумаг на короткие сроки до более сложных долговых инструментов. Сегодня в числе приоритетов городской эмиссионной программы — выпуск среднесрочных государственных ценных бумаг с рыночным способом размещения и конкурентным механизмом ценообразования, диверсифицированных по срокам погашения.
Экспертный взгляд
Глобальная экономика сталкивается с многочисленными вызовами. Посткризисный мир страдает от хронически низких темпов роста, а также от долговой нагрузки, характерной для экономик ряда стран. Несмотря на использование нетрадиционных мер денежно-кредитной политики, многие государства все еще не могут стабилизировать экономику и найти точки роста.
Главный экономист британской финансовой корпорации HSBC Стивен Кинг обозначил основные риски для мировой экономики. Во-первых, экономика Соединенных Штатов не может восстановиться уже семь лет, и есть опасность, что она столкнется с новой рецессией. При этом действенных мер в запасе у финансовых властей нет: базовая ставка ФРС США остается на крайне низком уровне. Во-вторых, низкий уровень инфляции в Великобритании в сочетании с дефицитом платежного баланса тоже является проблемой. Brexit обострит ситуацию, так как ранее проблема купировалась за счет прямых инвестиций, а они могут сократиться из-за выхода Соединенного Королевства из ЕС.
Третьей проблемой, подчеркнул экономист, являются валютные войны. «Если одна страна девальвирует валюту, а остальные — нет, это хорошо. Проблема возникает, когда многие страны ослабляют национальные валюты. Трудности в Китае вызваны как раз девальвацией», — объяснил Кинг. По его словам, многие страны благодаря снижению курса собственных валют «экспортировали» свои проблемы в КНР. В результате китайская экономика замедлилась, и пострадали все.
По мнению американского экономиста Нуриэля Рубини, Brexit может дать дополнительный толчок к дезинтеграции Евросоюза и еврозоны, а также вызовет снижение темпов экономического роста в самой Великобритании. Говоря о перспективах российской экономики, эксперт отметил, что даже отмена санкций не позволит существенно увеличить темпы ее роста в отсутствие необходимых структурных реформ. При этом Рубини положительно оценил реакцию российских денежных властей на падение нефтяных цен: переход к плавающему курсу рубля позволил демпфировать соответствующие шоки. Сохранение независимости Центробанка, по его мнению, также имеет большое значение с точки зрения качества денежно-кредитной политики.
Внешняя среда и корыстный интерес
Российские финансовые эксперты практически единогласно отмечали наметившиеся тенденции к стабилизации экономики и, как всегда, подчеркивали необходимость ухода от нефтяной зависимости.
Экономика России должна научиться жить в условиях пониженных нефтяных и газовых цен, заявила председатель Банка России Э. С. Набиуллина. В целом необходимо отказаться от привычки связывать оптимистические целевые прогнозы с растущей ценой на нефть, а не с действиями по структурной перестройке экономики. По ее мнению, в долгосрочной перспективе технологии энергосбережения и активное использование альтернативных источников энергии также будут оказывать влияние на цену на нефть. Как отметила Набиуллина, референдум о выходе Великобритании из Евросоюза стал «черным лебедем» для мировых финансовых рынков. «Год не закончился, но один черный лебедь уже вылетел — Brexit», — сказала она.
В России, как и во многих других странах, мировые экономические проблемы повлияли на банковский сектор. Однако, по словам первого заместителя председателя правления Банка России А. Ю. Симановского, помимо системных проблем, которые возникают из внешней среды и к которым ни менеджмент, ни собственники банков не имеют отношения, банковский сектор страдает от управленческих ошибок, а также от намеренных действий собственников или руководства банков, направленных на личное обогащение. Заместитель председателя Банка России М. И. Сухов подчеркнул, что в результате недобросовестных действий владельцев и топ-менеджмента банков утрачено 1,8 триллиона рублей. «Менеджеры закрывали глаза на очевидные финансовые трудности и скрывали пирамиды. Даже коммерческие ошибки могли быть исправлены благодаря правильному управлению банком», — сообщил он.
Банк России рассчитывает, что в этом году появится законопроект о санации банков через механизм bail-in. По словам Сухова, банки обладают достаточной ликвидностью для уплаты повышенных отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР). По оценкам ЦБ, на эти цели банкам может потребоваться порядка
Новые региональные банки
Как рассказала Набиуллина, сокращение инфляции способствует и снижению инфляционных ожиданий, что повышает доверие к политике Банка России. «Мы, по сути, перешли от действий по недопущению раскручивания инфляционной спирали к политике устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Уверена, что мы сможем достигнуть цели по инфляции в четыре процента к концу 2017 года, не оказывая влияния на экономический рост», — отметила она.
ЦБ намерен создать фонд для консолидации капитала санируемых банков, которые после финансового оздоровления усилиями Банка России будут продаваться на рынках. «Оперативное управление санируемыми банками будет осуществлять специально учрежденная управляющая компания. Восстановление платежеспособности будет проходить под надзором Центрального банка. Докапитализация не будет откладываться, а пройдет сразу», — пояснила глава ЦБ. Законопроект о создании такого фонда будет внесен в Госдуму осенью.
В рамках конгресса Набиуллина также объявила о намерении ввести упрощенное регулирование для региональных банков. «Уровень требований к банкам должен соответствовать набору совершаемых банковских операций и набору рисков, которые банк берет на себя. Мы предлагаем внедрение нового вида кредитной организации — регионального банка», — отметила она. К их числу могут быть отнесены относительно небольшие кредитные организации с ограниченным кругом наиболее простых банковских операций. Бизнес-моделью регионального банка должно являться привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона, их размещение с минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу, прежде всего среднему и малому.
Вопрос репутации
В рамках МФК эксперты обсудили возможности изменения подходов к определению критериев оценки деловой репутации, квалификации и финансового положения учредителей, органов управления и должностных лиц финансовых компаний. Сегодня такие требования уже действуют для кредитных организаций. Помимо этого, в июле 2015 года был принят закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации», в котором содержатся требования к деловой репутации топ-менеджеров и акционеров рейтинговых агентств. Аналогичные требования установлены специальным законом для руководителей саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков.
«Взрывной рост развития ИТ и их всепроникающее применение в бизнесе в условиях возрастающей конкуренции делают еще более важной роль собственников и руководителей финансовых институтов в противостоянии соблазнам легкой наживы там, где регулирование может запаздывать. Поэтому важно понять, что такое деловая репутация, как она определяется, в чем она состоит и как требования к ней могут быть частью проактивного подхода к управлению рисками в деятельности регуляторов рынка и их участников», — отметил президент Ассоциации российских банков Г. А. Тосунян. По мнению Михаила Сухова, важно распространить строгие стандарты репутации как на руководителей, так и на ключевых участников банка. При этом сами стандарты необходимо совершенствовать, в частности регулятивная и надзорная нагрузка на добросовестных участников рынка должна быть рациональной.
Представители Банка России не раз заявляли, что вскоре деловая репутация будет необходимым элементом регулирования для всего финансового рынка — от банков до профучастников рынка ценных бумаг и субъектов микрофинансовой деятельности. Параллельно идет процесс ужесточения действующих требований. В апреле 2016 года стало известно, что в Совете Федерации готовится законопроект, устанавливающий ответственность руководства банков за недобросовестное поведение. Так, документом предлагалось пожизненно дисквалифицировать руководителей и владельцев финансовых компаний, чья деловая репутация была запятнана причинением крупного ущерба вкладчикам и кредиторам. Действие нового закона должно было распространиться не только на банки, но и на аудиторские компании.
Международный финансовый конгресс в этом году стал не только юбилейным мероприятием, но и некой точкой отсчета для поиска новых путей восстановления экономик государств, в разной степени столкнувшихся с кризисными явлениями. Возможно, пока это лишь попытки разработать какую-то общую стратегию, но очевидно, что с каждым шагом общие вопросы будут решаться проще. В ходе более чем двух десятков круглых столов и пяти пленарных заседаний МФК финансисты разных стран обсудили вопросы развития экономики, денежно-кредитной политики, банковского бизнеса, платежной системы, финансового рынка. В дискуссиях по наиболее актуальным темам приняли участие представители российских и зарубежных банков, страховых компаний, пенсионных фондов и других участников финансового рынка, а также центральных банков разных государств и международных финансовых институтов. В каждой дискуссии в рамках деловой программы принимали участие представители Банка России. Круг участников Международного финансового конгресса был более чем авторитетным — а значит, есть надежда, что решений, которые подстегнут экономический рост, не придется ждать долго.
И. В. КРИВОШАПКА