На разных уровнях власти, а также в экспертной среде идет дискуссия относительно путей перезапуска экономического роста. Важной вехой в этой дискуссии стало майское заседание Экономического совета при Президенте РФ, где были представлены различные точки зрения на методы стимулирования экономического развития. Ключевое значение в обсуждении данной темы должна иметь позиция руководителей регионов, которые непосредственно занимаются поиском новых точек роста. О том, что нужно сделать для активизации экономики, мы побеседовали с губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем ГОЛУБЕВЫМ.
— Василий Юрьевич, что, на ваш взгляд, может стать главными точками роста и точками конкурентоспособности российской экономики?
— Точками роста могут и должны стать отрасли, которые сегодня имеют реальные возможности для импортозамещения. Решать эту задачу надо через реализацию кластерных проектов, направленных на импортозамещение наукоемкой продукции, через развитие инновационно-технологических кластеров, сектора нано- и биотехнологий.
В Ростовской области сегодня развиваются десять кластеров и кластерных проектов, которые объединяют около 300 предприятий. При этом особый приоритет мы отдаем инновационным, высокотехнологичным производствам, которые способны обеспечить экономический рост и конкурентоспособность региона, страны в целом.
— Как вы считаете, должно ли государство осуществлять активную промышленную политику?
— На мой взгляд, активная промышленная политика государства — это ключевой фактор для стабильного развития национальной экономики, в том числе экономики субъектов России.
В Ростовской области развита промышленность. И динамика промышленного производства устойчиво превышает средние показатели по России. По итогам 2015 года индекс промпроизводства составил 154,6 процента. Положительная тенденция сохраняется и в нынешнем году. На это влияет комплекс мер поддержки, предоставляемых Федерацией и регионом производителям. В частности, в Ростовской области законодательно установлены налоговые льготы для инвестпроектов, субсидии на оплату процентных ставок по кредитам, софинансирование части затрат на подключение к инженерной инфраструктуре в рамках государственно-частного партнерства, поддержка экспорта и так далее.
Значительно расширили возможности оказания господдержки Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и его областной аналог, принятый в регионе в прошлом году. Одним из инструментов реализации регионального закона стал механизм специнвестконтракта. Это новая форма государственно-частного партнерства, которая направлена на стимулирование высокотехнологичных секторов, создание инновационных продуктов, индустриальных парков, импортозамещающих производств, региональных отраслевых кластеров. Кроме того, будет содействовать модернизации предприятий и организации новых производств региональный фонд развития промышленности. Его планируется создать в ближайшее время.
Год назад Ростовская область подписала соглашение о сотрудничестве с федеральным Фондом развития промышленности. Он предлагает софинансирование на льготных условиях проектов, направленных на разработку высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение, создание конкурентоспособных производств. Его поддержку уже получили крупнейшие предприятия региона — комбайновый завод «Ростсельмаш», Новочеркасский электровозостроительный завод.
— Следует ли смягчать денежно-кредитную политику в целях стимулирования инвестиционной (и в целом экономической) активности?
— Смягчение этой политики мы видим уже сейчас — ключевая ставка снижена до 10,5 процента годовых. Это, безусловно, активизирует экономику. Что касается дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики, то мы понимаем, что, с одной стороны, дешевые деньги — необходимое условие оживления экономики, но с другой, это риск разгона инфляции в случае, если кредиты пойдут не в реальную экономику, а в потребление.
Нельзя также забывать о сложившейся системе факторов, в которой развивается наша страна, включая неопределенность на мировых финансовых рынках, нестабильность цен на энергоносители (от чего по-прежнему зависит наш бюджет), избыточную ликвидность в банковском секторе. Вот почему рискованно увлекаться идеей радикального снижения ключевой ставки.
Нужно вести последовательную, взвешенную и прогнозируемую политику, которую и осуществляет в настоящее время Центробанк России. Более того, такая политика должна обязательно реализоваться в комплексе с другими мероприятиями по структурному преобразованию экономики страны. В результате мы должны выйти на ставки кредитов, конкурентные на мировом уровне. Это важнейшее условие для обеспечения общей конкурентоспособности нашей экономики.
— По вашему мнению, какие факторы могли бы обеспечить повышение инвестиционной привлекательности российской экономики?
— Их несколько. Во-первых, формирование благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Во-вторых, информирование потенциальных инвесторов о простых, понятных механизмах ведения бизнеса в нашей стране и регионах. И, наконец, третье — оказание содействия со стороны федеральных и региональных властей в реализации проектов.
Сегодня всем этим активно занимается федеральное Агентство стратегических инициатив, с которым мы поддерживаем тесный контакт. В частности, при содействии агентства представители области неоднократно участвовали в так называемых роуд-шоу, которые позволяют напрямую пообщаться с иностранными предпринимателями, рассказать им о возможностях и преимуществах региона, наладить международное сотрудничество.
Кроме того, мы продвигаем регион и нашу продукцию традиционными способами — участвуем в выставках, ярмарках, конгрессах. Для предприятий предусмотрено субсидирование из областного бюджета части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях.
В Ростовской области наиболее востребованной формой поддержки среди инвесторов на протяжении последних лет является предоставление льгот по региональным налогам. В 2015 году налоговыми льготами воспользовалось 45 крупных предприятий на общую сумму 1,1 миллиарда рублей. По оценке, в нынешнем году эта сумма составит уже 1,5 миллиарда рублей.
Вместе с тем мы хорошо понимаем сложности, с которыми сталкивается потенциальный инвестор. Это неразвитость инженерной инфраструктуры и высокая стоимость ее подключения, высокие тарифы. Чтобы снять эти барьеры, мы создали в Ростовской области систему преференций, которая включает и льготы по региональным налогам (на прибыль и имущество организаций), и субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, и инфраструктурные субсидии на возмещение части затрат по подключению (технологическому присоединению).
— Сегодня все чаще говорится о том, что система межбюджетных отношений нуждается в реформировании, в частности, это касается механизмов финансовой поддержки субъектов РФ. Как вы считаете, что-то нужно менять?
— Выстроенные межбюджетные отношения в первую очередь направлены на то, чтобы уравнять возможности регионов в сфере предоставления социальных гарантий гражданам, снизить различия в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Именно для этого регионам предоставляется финансовая поддержка из федерального бюджета. Но это не решает полностью проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности. Например, в нынешнем году Ростовская область получит федеральные дотации в объеме 10,9 миллиарда рублей. В результате бюджетная обеспеченность повысится с 70 до 76 процентов.
Вместе с тем очевидно, что надо работать над повышением самостоятельности регионального бюджета, ежегодно увеличивать рост налоговых и неналоговых доходов. Мы пошли именно этим путем. За три последних года в результате роста собственных доходов в консолидированном бюджете Ростовской области доля дотаций не превышает 10 процентов. Сейчас Ростовская область находится в числе низкодотационных регионов страны.
На фоне сложной экономической ситуации одна из основных задач — обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетов. Поэтому при их формировании регионы особое внимание должны уделять планированию расходов за счет федеральных средств.
Другим важным моментом является обеспечение уровня софинансирования за счет средств областного бюджета. В связи с этим актуальным вопросом межбюджетных отношений при формировании проекта федерального бюджета остается более полное распределение федеральных трансфертов, а именно субсидий. Кроме того, надо учитывать большое количество субсидий и других межбюджетных трансфертов по разным направлениям поддержки. К примеру, в 2015 году Ростовской области было предоставлено 78 видов межбюджетных трансфертов. Без сомнения, их консолидация в рамках государственных программ РФ позволит более эффективно распоряжаться средствами в субъектах.
Отдельная тема — принятие на федеральном уровне законов, предусматривающих для субъектов РФ дополнительные расходные обязательства. Уже сейчас к ведению субъектов отнесено более 100 полномочий, выполнить которые возможно только при наличии соответствующих финансовых ресурсов. Очевидно, что в случае принятия очередных законов о передаче новых полномочий регионам, необходимо предусматривать компенсацию из федерального бюджета на их выполнение.
В целом же межбюджетные отношения ежегодно совершенствуются, обсуждаются на всех уровнях власти с учетом мнения субъектов РФ. И это взаимодействие нужно сохранять и далее развивать.
На мой взгляд, ряд изменений требуется внести на федеральном уровне, чтобы улучшить межбюджетные отношения на уровне «субъекты РФ — муниципальные образования». Нужна более гибкая система, способная адекватно и своевременно реагировать на современные вызовы. Для этого субъектам РФ нужно дать право устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, налогов по спецрежимам, зачисляемых в региональные бюджеты. Сейчас данные нормативы единые для каждого типа муниципальных образований.
Следует также предоставить субъектам РФ право выравнивать бюджетную обеспеченность муниципалитетов отдельно по категориям — городским округам, муниципальным районам, городским поселениям, сельским поселениям. Сегодня выравнивание городских округов и поселений предусмотрено в рамках одной группы. В качестве альтернативы можно применять это положение только к тем регионам, которые имеют стабильные положительные показатели организации бюджетного процесса.
Еще один актуальный вопрос — совершенствование административно-территориального деления. В Ростовской области у трети сельских поселений расходы на содержание органов местного самоуправления составляют от 50 до 78 процентов от общего объема расходов. При таком положении дел ни о каком развитии говорить не приходится. Это проблема, которую надо решать.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА