Версия для печати 1988 Материалы по теме
Нам удалось увеличить число налогоплательщиков

Об исполнении бюджета, проблеме неформальной занятости и планировании расходов программным методом мы побеседовали с министром финансов Республики Крым Ириной Валерьевной КИВИКО.

— Ирина Валерьевна, древняя китайская мудрость гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Как прошел переходный период, каковы были основные проблемы, с которыми столкнулся региональный Минфин?

— В данном случае речь скорее нужно вести не о проблемах, а о том, что мы всю работу вынуждены были начинать с нуля. Ведь все для нас было новое: система бюджетного учета, система обслуживания в казначействе. И всем нам пришлось очень многому учиться. В 2014 году, пока действовал переходный период, мы осваивали теорию, а с 1 января 2015 года уже применяли приобретенные знания на практике. Первую отчетность, которую в январе 2015 года мы сдавали в Управление Федерального казначейства, наверное, каждый из нас запомнил на всю жизнь, потому что очень переживали за каждые столбец и строчку. И когда получили ответ, что отчет принят, все у нас сошлось и все сделано правильно, — были просто счастливы.

Сейчас мы постоянно не только учимся сами, но и обучаем финансистов и бухгалтеров муниципальных образований и учреждений республики. Сложности добавляет большая текучка кадров. Есть такие сельские и городские поселения, в которых за полтора года сменилось три-четыре бухгалтера. То есть помимо основной своей работы мы много времени уделяем обучению сотрудников бухгалтерских служб муниципалитетов и учреждений — проводим семинары, готовим методички.

Годовой отчет за 2015 год был очень тяжелым. В особенности сложно было заполнить формы, которые связаны с учетом нематериальных активов. Когда мы находились под юрисдикцией Украины, таких форм у нас не существовало, и не у всех бухгалтеров было понимание того, как правильно отображать данные в этой отчетности. Тем не менее документ тоже был сдан вовремя, сроков мы не сорвали.

— Сейчас мы с вами говорим о формальной стороне вопроса. А по факту как исполнен бюджет 2015 года? Что можете сказать о доходах и расходах?

— В 2015 году доходы по сравнению с плановыми показателями были значительно перевыполнены. И это несмотря на то, что мы в течение года вносили корректировки в закон о бюджете и увеличивали план доходов. По итогам прошлого года в консолидированный бюджет Республики Крым поступило 31,4 миллиарда рублей, что на 50 процентов превышает первоначально прогнозируемые показатели. То есть работа по увеличению налоговой базы, по постановке налогоплательщиков на учет у нас идет очень активно и плодотворно. За январь — апрель 2016 года в консолидированный бюджет Республики Крым поступило доходов в виде налоговых и неналоговых поступлений в сумме 14 миллиардов рублей (плановые показатели на январь — апрель выполнены на 126,6 процента). Из них в бюджет Республики Крым поступило 11,1 миллиарда рублей (127,9 процента к плановым показателям), в бюджеты муниципальных образований — 2,9 миллиарда рублей (121,5 процента к плану). При этом годовые плановые показатели по бюджету Республики Крым выполнены на 44 процента, а средний показатель по бюджетам муниципальных образований — 35,8 процента. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года поступления возросли в 1,9 раза.

— То есть вам удалось сохранить всех налогоплательщиков?

— Я бы даже сказала, что мы увеличили их количество. У нас очень хорошо идет развитие малого бизнеса, а именно увеличивается число предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы. По состоянию на 1 июля 2015 года на УСН находилось 37,6 тысячи субъектов предпринимательской деятельности (11,2 тысячи юридических лиц и 26,4 тысячи индивидуальных предпринимателей), по состоянию на 1 июля 2016 года — 53,4 тысячи субъектов предпринимательской деятельности (16 тысяч юрлиц и 37,4 тысячи индивидуальных предпринимателей), то есть рост в 1,4 раза. На 1 июля 2015 года на патентной системе было 25 тысяч индивидуальных предпринимателей, на 1 июля 2016 года — 30,2 тысячи, рост — в 1,2 раза.

— Ирина Валерьевна, для всех регионов России актуальна проблема неформальной занятости. Судя по количеству зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, можно предположить, что в Крыму эту проблему удалось решить.

— Конечно, нельзя сказать, что мы полностью победили теневую занятость, но то, что значительная часть бизнеса легализовалась, это факт. Принятие Федерального закона № 379‑ФЗ от 29 ноября 2014 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя“» предоставило право субъекту РФ — Республике Крым принять пониженные ставки при применении патентной системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения. В соответствии с нашими региональными законами, которые приняты во исполнение федерального нормативного правового акта, ставка налога, уплачиваемого при применении патентной системы, составляет один процент. Ставка налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, снижена в два раза. Это обусловило выход многих предпринимателей из тени, потому что приходится платить небольшую сумму в бюджет, например 1–1,2 тысячи рублей за патент, при этом получать возможность спокойно вести свое дело. А для нашего региона, где предпринимательская деятальность в сфере туризма имеет сезонный характер, работа на патенте выгодна еще и потому, что его можно приобрести на три-четыре месяца высокого курортного сезона. По количеству выданных патентов мы занимаем первое место в стране, обойдя даже Москву.

В результате принятых мер увеличились поступления в бюджет. За январь — июнь 2016 года поступления в местные бюджеты Республики Крым по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы, составили 110 миллионов рублей. Плановые показатели выполнены на 109,9 процента. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма поступлений увеличилась на 28,8 миллиона рублей, или в 1,4 раза. Поступления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составили 697,6 миллиона рублей. Плановые показатели выполнены на 145,4 процента. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма поступлений увеличилась на 406,6 миллиона рублей, или в 2,4 раза. Следствием легализации занятости стал и рост поступлений налога на доходы физических лиц. Сборы за январь — апрель этого года составили 5,1 миллиарда рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 1,8 миллиарда рублей.

— Вы ведете большую разъяснительную работу с населением?

— Безусловно, без этого такой серьезной легализации бизнеса не получилось бы. Нам пришлось очень много выступать на крымском телевидении, мы делали специальные передачи, в которых рассказывали о ставках, приводили примеры расчета налога. И это сработало. Мы и сейчас эту работу продолжаем, потому что видим реальные результаты, которые она дает.

— Ирина Валерьевна, любые налоговые льготы и преференции — это возможность для развития бизнеса, но в то же время они чреваты недопоступлениями в бюджет. Поэтому каждая льгота должна подвергаться оценке ее эффективности. Сниженные налоговые ставки по налогам, взимаемым в связи с применением патентной и упрощенной системы, дали положительные результаты, а что по другим налогам?

— С января 2015 года на территории Республики Крым вступило в действие бюджетное и налоговое законодательство РФ. При формировании нового республиканского законодательства о региональных налогах и сборах в рамках российского вопросы предоставления льгот обсуждались со всеми министерствами и государственными комитетами Республики Крым. Мы понимали, что налогоплательщики находятся в сложных финансовых ситуациях, но при этом бюджет Республики Крым является высокодотационным и значительное предоставление льгот повлечет недопоступление в бюджет, а следовательно, невозможность финансирования отдельных расходов бюджета.

По транспортному налогу льготы предоставлены многодетным семьям, малообеспеченным гражданам и инвалидам, гражданам, имеющим заслуги перед государством. По налогу на имущество льготы предоставлены органам государственной власти и органам МСУ Крыма в отношении такого имущества, как памятники истории и культуры, автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные и пешеходные инженерные сооружения, многолетние декоративные и озеленительные насаждения, лесозащитные полосы, объекты размещения отходов. Также льготами пользуются организации, реализующие инвестиционные проекты в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для инвестиционного проекта, и организации, являющиеся собственниками (балансодержателями) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично осуществляется за счет средств бюджета.

Земельный налог на территории Республики Крым взимается еще не в полном объеме, но, согласно поданным расчетам, в местные бюджеты недополучено доходов от предоставления льгот нормативными правовыми актами муниципальных образований в сумме 12,9 миллиона рублей.

Государственным Советом Республики Крым был принят закон, согласно которому доходы от деятельности, реализуемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, с момента внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны облагаются по ставкам в следующих размерах:

  • 2 процента — в течение трех лет;
  • 6 процентов — с четвертого по восьмой год;
  • 13,5 процента — с девятого года.

Учитывая, что в настоящее время идет активная регистрация участников СЭЗ, мы имеем риски не получить значительного роста налога на прибыль в 2016 году, поскольку для них налоговая ставка будет снижена в девять раз. Если за 2015 год недопоступление налога на прибыль составило всего 34 миллиона рублей, из них 30,2 миллиона рублей — доходы бюджета Республики Крым, то уже по итогам первого квартала 2016 года выпадающие доходы составили 182 миллиона рублей, из них 161,8 миллиона рублей — доходы бюджета Республики Крым. При этом декларации подали только 127 организаций, на сегодняшний день в реестре участников СЭЗ зарегистрировано порядка 500 организаций, прогнозируемая сумма недопоступления налога на прибыль в 2016 году — один миллиард рублей.

Рассматривая инвестиционные предложения, мы особое внимание уделяем вопросам наполнения бюджета. И стремимся к тому, чтобы пониженная ставка налога на прибыль компенсировалась созданием инвестором новых рабочих мест. В настоящее время уже заключено более 90 инвестиционных соглашений. Ожидаемая сумма инвестиций — более 110 миллиардов рублей. В результате будет дополнительно создано около 20 тысяч рабочих мест. Это определенно будет играть положительную роль. Конечно, мы где-то недополучим по налогу на прибыль, потому что у нас ставки льготные, но это компенсируется НДФЛ. Более того, по налогам на прибыль, мы не потеряем, а именно недополучим. Ведь если б у нас эти предприятия и ранее были, то мы бы фиксировали выпадающие доходы, а так как они вновь зарегистрированные, то поступления от них в бюджет — все равно плюс. Поэтому мы заинтересованы в развитии свободной экономической зоны.

Учитывая, что бюджет нашего региона является высокодотационным, между Советом министров Республики Крым и Министерством финансов РФ подписано соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета республики. Одним из целевых показателей этого документа является наличие результатов ежегодной оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, представленных в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Советом министров Республики Крым утверждено постановление от 11 апреля 2016 года № 144 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставленных налоговых льгот в Республике Крым». Первые итоги за 2015 год мы подведем к 1 сентября 2016 года.

— Оценка эффективности налоговых льгот — дело непростое. Опыт каких регионов вы использовали при ее разработке?

— Когда мы разрабатывали методику, мы изучили опыт более 15 регионов и увидели, что у всех она разная. Поэтому мы считаем, что в целях формирования единого подхода к определению показателей оценки эффективности налоговых льгот и получения объективных результатов на уровне Правительства РФ необходимо утвердить единую методику оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот. По нашему мнению, необходимо предусмотреть и ежегодную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов и муниципальных образований от предоставления льгот, предусмотренных федеральным законодательством по региональным и местным налогам. По предварительным данным за 2015 год, в результате предоставления льгот по законодательству Республики Крым бюджет региона недополучил региональные налоги в сумме ориентировочно 60 миллионов рублей. В результате предоставления льгот по региональным налогам федеральным законодательством недополученные доходы составили 587,4 миллиона рублей. Было бы целесообразным закрепить за органами ФНС РФ обязанность формировать и направлять в адрес финансовых органов субъектов и муниципальных образований отчет по льготам, представленным на региональном и муниципальном уровнях в разрезе льготных категорий. Кроме того, мы обратились к Правительству РФ с просьбой рассмотреть возможность ограничения размера убытка, переносимого на будущие налоговые периоды, а именно поэтапно ввести норму, ограничивающую размер убытка, переносимого на будущие налоговые периоды, с 2018 года.

— Давайте перейдем к расходам бюджета. Какую работу вы проводите по их оптимизации?

— У нас действует специальное распоряжение Правительства Республики Крым по оптимизации расходов. В соответствии с ним мы сейчас оптимизируем штатную численность бюджетных учреждений. Эту работу мы только начали, но к концу года планируем завершить, тогда и будет виден результат. Вопросу экономии мы придаем большое значение еще на стадии планирования бюджета. Главные распорядители бюджетных средств заявляют нам суммы, которые им бы хотелось получить, а мы уже рассматриваем необходимость, оптимальность и целесообразность тех или иных расходов и именно на стадии планирования неоптимальные обрезаем.

— Республика Крым планирует расходы в программном варианте. Как вы оцениваете эффективность этого метода?

— Мы пытались программировать расходы еще в бюджете на 2015 год и поставили себе амбициозную цель — в бюджете 2016 года выйти на 80 процентов программных расходов. И этой цели мы достигли. Особых проблем при формировании программного бюджета не было. Конечно, работа была проведена немалая. Вместе с Министерством экономического развития республики, главными распорядителями бюджетных средств мы определили основные направления деятельности, которые должны содержать госпрограммы, а потом сотрудники Минфина обработали все это в разрезе целевых статей расходов.

— Уже наработанный опыт российских регионов вам помог?

— Безусловно. Мы неоднократно обращались за советом в Министерство финансов Краснодарского края. Значимую помощь нам оказывали Московская и Ярославская области. Коллеги приезжали к нам, рассказывали, объясняли.

Отдельное спасибо хочу сказать Издательскому дому «Бюджет», который готовил для нас сборник статей по программному бюджету, а также специальное приложение к журналу «Бюджетный учет» «Крым. Новый бухгалтерский (бюджетный) учет». И, конечно, мы благодарны Минфину России за постоянную методическую поддержку, которую он нам оказывает.

Бюджет 2016 года, как я уже сказала, мы исполняем в программном варианте. И я считаю, что программный метод — это абсолютно правильный подход к планированию, потому что он дает возможность отследить степень достижения поставленной цели. Мы видим, как исполняются целевые показатели, а в конце года можем дать четкую оценку программы — достигли мы определенного на этот период результата или нет?

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться