Версия для печати 2240 Материалы по теме
Первый среди лучших

О финансовой составляющей работы администрации Оренбурга журналу «Бюджет» рассказывает Елена Алексеевна РЕМИЗОВА, заместитель главы города Оренбурга по экономике и финансам. 

— Елена Алексеевна, расскажите, пожалуйста, насколько стабильно финансовое положение города сейчас? Ваш прогноз: как ситуация будет развиваться дальше?

— Экономические сложности, свойственные финансовой системе страны, отразились и на доходах бюджета Оренбурга. В текущем году заметно снизились темпы роста доходов, особенно налоговых, которые составили всего 100,5 процента к соответствующему периоду прошлого года. В связи с этим вопрос наполняемости бюджета как никогда актуален.

При планировании бюджета на 2016 год использованы консервативные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования. По итогам финансового года ожидается исполнение бюджета в пределах плановых назначений. Для этого необходимо активное межведомственное взаимодействие, консолидация усилий властей. И это вполне реально, учитывая, что по отдельным направлениям результаты такой работы уже имеются.

Для обеспечения финансовой устойчивости бюджета администрацией города утвержден план мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов. За 2015 год межведомственной рабочей группой по рассмотрению вопросов уплаты налогов в бюджет Оренбурга и оплаты труда совместно с налоговыми и правоохранительными органами, с участием депутатов горсовета проведено шесть заседаний, на которых были заслушаны 68 руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей-должников. По итогам проделанной работы погашена задолженность по налогам в сумме 26,1 миллиона рублей. По итогам деятельности рабочей группы в первом полугодии 2016 года перечислено в бюджет 16,9 миллиона рублей.

В административных округах Оренбурга совместно со специалистами финансового управления города также проводятся заседания межведомственных комиссий по вопросу погашения задолженности в бюджет города. Сумма погашенной задолженности в 2015 году составила 48,7 миллиона рублей, по итогам первого полугодия 2016 года — 31,5 миллиона рублей.

Кроме того, сотрудники финоргана города с представителями налоговых органов и судебными приставами проводят совместные рейды по взысканию задолженности — выезжают к месту осуществления деятельности налогоплательщиков, выявляют и привлекают к административной ответственности физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.

Осуществляется работа по заключению соглашений по оплате за фактическое использование земельных участков, а также взысканию в судебном порядке доходов за фактическое использование земли. Муниципальный земельный контроль направлен на выявление фактов изменения разрешенного использования земли, незаконной установки временных торговых объектов. Принимаются и меры для выявления и продажи коммерчески непривлекательных объектов.

Созданный в 2015 году видеоролик «Бюджет для граждан города Оренбурга» занял первое место в номинации «Лучший макет бюджета для граждан» в конкурсе проектов по разработке предложений по формированию и представлению бюджета для граждан, который проводило Министерство финансов Оренбургской области. Второе место ролик занял и в аналогичной номинации конкурса проектов по представлению бюджета для граждан, проведенного Финансовым университетом при Правительстве РФ.

Таким образом, реализация комплекса мер в первом полугодии 2016 года обеспечила исполнение бюджета города по налоговым и неналоговым доходам на 49 процентов к годовым назначениям. И нет сомнений в том, что консолидация усилий и межведомственное взаимодействие во втором полугодии будет способствовать исполнению годовых бюджетных назначений.

Что касается расходной части бюджета, то в 2016 году проводятся мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, в результате которых ожидается получить экономию в сумме 140 миллионов рублей. В том числе это снижение нормативных финансовых затрат на оказание услуг в рамках муниципального задания, сокращение объемов средств, выделяемых на капитальный ремонт помещений и приобретение оборудования, экономия расходов на содержание аппарата управления.

— Как в городе решается вопрос мобилизации имущественных налогов? Существуют ли сложности с учетом объектов недвижимости, с их кадастровой оценкой?

— Как я уже говорила, администрация города успешно взаимодействует с налоговыми органами, в том числе и по вопросам повышения уровня собираемости имущественных налогов и формирования их налоговой базы. Так, в первом полугодии нам удалось снизить недоимку по налогу на имущество физических лиц более чем на 20 процентов.

Активная работа ведется по увеличению налогооблагаемой базы земельного налога. Правительство области наделило администрацию Оренбурга полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков. При проведении новой кадастровой оценки земель нами учитывается опыт и недочеты предыдущей оценки. Надеемся, это позволит скорректировать стоимость недооцененных и переоцененных земельных участков, а также устранить последствия судебных споров, закрепивших необоснованное снижение кадастровой стоимости земель. Уверена, что результаты проведенной работы положительно скажутся на поступлениях земельного налога.

— Очевидно, что не менее важна работа с доходами. Есть ли в обозримой перспективе надежда увеличить собственные доходы в бюджет города?

— Мы находимся в постоянном поиске реальных возможностей увеличения собственных доходов. Однако на сегодняшний день из-за недостаточности собственной доходной базы бюджет Оренбурга — дефицитный.

Доходы от местных налогов не являются основными при формировании местного бюджета. К примеру, денежные средства, поступающие от налога на имущество физлиц, составляют лишь 1,6 процента налоговых и неналоговых доходов, а поступления от земельного налога — 14,5 процента. Ресурсы в части неналоговых доходов также невелики — 19,3 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов. Следует констатировать, что без передачи на местный уровень полноценных доходных источников повышение финансовой самостоятельности невозможно.

Наиболее подходящим для дополнительного закрепления на долгосрочной основе за бюджетами муниципальных образований является НДФЛ. Эта мера будет способствовать повышению реальной заинтересованности населения в решении местных вопросов. Граждане будут проявлять больший интерес к тому, как тратятся их деньги, а это предпосылка для создания реального самоуправления.

Также необходимо рассмотреть возможность четкого разграничения бюджетных полномочий и расходов различных уровней власти в бюджетном законодательстве. Сейчас значительная часть полномочий осуществляется совместно, без разграничения по видам бюджета, что приводит к вертикальной несбалансированности бюджетной системы. В целом хотелось бы, чтобы дальнейшее изменение бюджетного законодательства было направлено на обеспечение приоритетности формирования местных бюджетов.

В завершение нашего разговора стоит отметить, что Оренбург ежегодно занимает призовые места по результатам проводимой Министерством финансов области оценки качества управления муниципальными финансами. По итогам 2015 года Оренбург набрал наибольшее количество баллов и возглавил рейтинг лучших муниципалитетов области, за что был награжден дипломом Министерства финансов «За лучшее качество управления муниципальными финансами по итогам 2015 года».

Кроме региональной оценки, эффективность управления муниципальными финансами в Оренбурге была отмечена в текущем году и на федеральном уровне. По итогам IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» город признан победителем в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета».

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться