В Республике Алтай полномочиями органа внутреннего государственного финансового контроля и органа контроля в сфере закупок наделено региональное Министерство финансов. В статье освещены плюсы и минусы включения контрольного органа в состав финоргана, сложные вопросы реализации контрольной деятельности республиканского Минфина.
Надежда Кучуковна ТАБАЕВА, первый заместитель министра финансов Республики Алтай
Контролеры в составе финоргана
В целях приведения нормативной правовой базы в соответствие новым требованиям законодательства разработаны все необходимые нормативные правовые акты, сформирована нормативная основа для контрольной работы. Ввиду того что в нашем случае контрольный и финансовый орган это одно министерство, возникает ряд сложностей. Так, не обеспечивается единообразный подход к направлению уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. При выявлении бюджетных нарушений при использовании средств местных бюджетов уведомление о применении бюджетных мер принуждения направляется в финансовый орган муниципального образования за подписью руководителя контрольного органа — министра финансов, в случае же выявления бюджетных нарушений при использовании средств республиканского бюджета — за подписью начальника отдела контрольно-ревизионной работы. При этом ранее (до изменений, внесенных Законом № 406‑ФЗ) такой подход в принципе противоречил требованиям БК РФ о направлении уведомлений лишь за подписью руководителя контрольного органа.
Более того, спорным вопросом является проведение проверок в отношении самого министерства. В связи с тем что согласно установленным требованиям план контрольной деятельности, приказ о проведении контрольного мероприятия, представление, предписание подписываются министром, процесс реализации материалов проверки может зайти в тупик. Несомненно, нахождение контрольного органа в составе финоргана имеет свои плюсы: это и доступ к информационно-правовой базе, и возможность проведения комплексных проверок в муниципальных образованиях с привлечением специалистов других отделов (межбюджетных отношений, доходов и управления внутренним долгом). Однако есть риск подмены понятия внутреннего госфинконтроля на контроль, осуществляемый финорганом.
О ведомственном контроле
Значительные изменения, привнесенные федеральными законами № 252‑ФЗ и № 44‑ФЗ, претерпела и система ведомственного контроля ГРБС. К полномочиям по осуществлению в соответствии с федеральными законами № 7‑ФЗ и № 174‑ФЗ учредительского контроля прибавились полномочия по осуществлению ведомственного контроля в сфере закупок и полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. При утверждении Порядка осуществления ВФК и ВФА, как и в большинстве субъектов РФ, за основу были приняты федеральные правила и методические рекомендации Минфина России. В связи с тем что не все положения данных документов могут быть применены в нашем регионе (небольшая штатная численность ГРБС, невозможность введения дополнительных единиц внутренних контролеров и аудиторов), при разработке порядок претерпел трансформацию из рамочного документа в фактически регламентный.
Однако при реализации данного порядка была выявлена проблема организации системы ВФК и ВФА у ряда министерств, которые в целях оптимизации штатной численности передали функции по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности подведомственным казенным учреждениям — централизованным бухгалтериям. То есть сложилась ситуация, при которой в составе ГРБС физически отсутствуют сотрудники, которые могли бы заниматься внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом. Кроме того, фактически вместе с передачей штата бухгалтеров и ревизоров (в большинстве ведомств контроль осуществляется именно работниками бухгалтерии) в казенные учреждения переданы контрольные функции — одно подведомственное учреждение осуществляет надзор в отношении другого, что, безусловно, является недопустимым.
Определенные сложности вызывает организация внутреннего финансового аудита. Дефицит квалифицированных кадров и необходимость обеспечения независимости внутреннего аудитора у ГРБС с небольшой штатной численностью приводят к формальному осуществлению внутреннего финансового аудита, что не позволяет достичь целей законодательства. В этой связи представляется разумным предложение участников заседания рабочей группы Минфина России по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, прошедшего в городе Санкт-Петербурге, об исключении внутреннего финансового аудита из полномочий ГРБС.
Необходимо отметить, что сложности осуществления всей совокупности ведомственного контроля связаны в том числе и с регулированием этой деятельности различными законодательными актами, каждый из которых устанавливает свои требования к осуществлению контроля.
Взаимодействие с органами мунфинконтроля
Построение эффективной системы финансового контроля не представляется возможным без организации взаимодействия с органами местного самоуправления, особенно в условиях, когда более чем 60% из них являются высокодотационными и работают в рамках заключенных соглашений[1]. Министерство финансов на постоянной основе осуществляет мониторинг организации и нормативно-правового обеспечения мунфинконтроля, анализ результатов его деятельности.
В муниципальных районах республики по аналогии с региональным уровнем контрольными полномочиями наделены финорганы. Обязанности по осуществлению внутреннего мунфинконтроля и контроля в сфере закупок фактически везде возложены на одного специалиста, что не может не повлиять как на качество, так и на объемы контрольной работы.
В целях осуществления методологической поддержки и обеспечения применения единых подходов к осуществлению внутреннего мунфинконтроля и контроля в сфере закупок разработаны типовые порядки осуществления контрольной деятельности, для обеспечения единообразия подготавливаются рекомендации по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, которые, учитывая складывающуюся в регионе практику, полагаю, не будут лишними.
Так, при взаимодействии с прокурорами по делам об административных правонарушениях министерство столкнулось с наличием правового пробела в КоАП РФ в части регулирования вопроса о рассмотрении постановлений прокуроров о возбуждении дел об административных производствах, в частности по статье 15.15.10 при использовании средств местного бюджета. В соответствии со статьей 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1,
Таким образом, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями КоАП РФ, в отношении местных бюджетов органам внутреннего госфинконтроля не предоставлены. В КоАП РФ отсутствуют правовые нормы, уполномочивающие органы внутреннего госфинконтроля рассматривать дела об административных правонарушениях за пределами своих бюджетных полномочий.
В настоящее время рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1,
Важен комплексный подход
Исходя из важности комплексного подхода при построении системы внутреннего финансового контроля и обеспечения эффективного взаимодействия с ГРБС и органами мунфинконтроля, осуществлена автоматизация процессов контроля на базе единой информационно-аналитической системы программного комплекса «Финконтроль-СМАРТ». Система позволяет координировать деятельность контрольных органов при планировании контрольных мероприятий, вести комплексный учет контрольной работы и административного производства, формировать различные формы отчетности об итогах работы, осуществлять оперативный мониторинг и оценку эффективности деятельности контрольных органов и ее результатов.
[1] Соглашения, заключаемые муниципальными образованиями с Министерством финансов Республики Алтай в соответствии с частью 4 статьи 136 БК РФ, о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.