25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4002 Материалы по теме
Дополнительные доходы для местного бюджета

Известное выражение гласит: «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». Оно особенно актуально для муниципального уровня, где проблема ограниченности финансовых ресурсов стоит довольно остро. Как уменьшить «разочарования» путем увеличения доходов казны? Каковы наиболее перспективные доходные источники для столицы Дальнего Востока? На наши вопросы отвечает мэр города Хабаровска Александр Николаевич СОКОЛОВ.

Город Хабаровск — победитель IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью»

— Александр Николаевич, считается, что сейчас одна из немногочисленных возможностей увеличить доходы местного бюджета — это эффективное управление муниципальной собственностью.

— Это так. И для дополнительного получения дохода от использования муниципального имущества в Хабаровске проводится планомерная работа по совершенствованию управления муниципальной собственностью, оптимизации структуры и состава муниципального имущества. Работа строится на основе муниципальной программы «Управление муниципальной собственностью города Хабаровска», рассчитанной до 2020 года. За последние три года балансовая стоимость муниципального имущества увеличилась более чем на 11 миллиардов рублей — с 26,2 миллиарда в 2012 году до 37,3 миллиарда по итогам 2015 года.

Наибольший рост стоимостных и объемных показателей приходится на образование и городское коммунальное хозяйство. Так, в Хабаровске осуществлены следующие проекты:

  • строительство дошкольных учреждений (пять детских садов, всего на 1,2 тысячи мест), причем общая стоимость объектов составила 4,3 миллиарда рублей;
  • строительство Тунгусского водозабора стоимостью более 5,3 миллиарда рублей;
  • здания городского Дворца культуры стоимостью строительства 800 миллионов рублей;
  • реализация мероприятий по программам «Безопасный город» и «Доступная среда».

— К управлению муниципальной собственностью целесообразно отнести и регулирование земельных отношений. Что может быть сделано в этом направлении?

— Одной из основных задач данного регулирования является сбор платежей за землю. Правильная постановка вопроса, своевременное принятие нормативных документов, учет мнения бизнес-сообщества, особенно представителей малого и среднего бизнеса, позволяют обеспечивать в городе повышение доходности земли и не душить юридических и физических лиц непомерными сборами.

За последние пять лет сбор земельного налога увеличился с 387 до 638 миллионов рублей, а неналоговых доходов — с 961 до 1081 миллиона. Работа была бы более эффективной, если бы органам местного самоуправления дали большую самостоятельность в вопросах регулирования земельных отношений. На сегодняшний день в сфере неналоговых доходов от земли органы МСУ ограничены тем, что оценку выкупа земельных участков, размер арендной платы за землю, категорию льготников по земельным участкам, собственность на которые не разграничена, устанавливает субъект РФ. Пришло время данный подход пересмотреть.

Вообще в новой экономической реальности земля остается одним из самых востребованных ресурсов для пополнения городского бюджета и создания благоприятного инвестиционного климата. С момента передачи на муниципальный уровень полномочий по распоряжению неразграниченной землей главной задачей администрации Хабаровска было обеспечить простое и быстрое приобретение участков. Сейчас эта задача решена — инвесторам предлагается широкий спектр земельных участков, приобрести которые можно посредством аукциона. Срок приобретения прав — от 40 до 60 дней со дня опубликования извещения.

В целях совершенствования процедур и сокращения сроков работы с заявлениями граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков под застройку в Хабаровске внедрена программа электронного документооборота. Отработка заявок ведется одновременно всеми подразделениями органа МСУ, задействованными в принятии решений о предоставлении участков. Программой обеспечена возможность мониторинга прохождения и состояния заявки в режиме реального времени на интернет-ресурсах администрации Хабаровска и автоматического СМС-информирования заявителей о переходе заявки на следующий этап отработки.

— Что еще делается для повышения инвестиционной привлекательности города?

— В мае текущего года было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в рамках сопровождения инвестиционных проектов по принципу одного окна между администрацией Хабаровска и АНО «Агентство инвестиций и развития Хабаровского края». Это позволяет значительно сократить сроки административных процедур для инвестпроектов, предоставлять меры господдержки инвестиций, совместно работать над реализацией проектов на территории Хабаровска. Механизм одного окна содействует продвижению инвестиционных возможностей и проектов города не только в России, но и за рубежом.

Для привлечения свободного частного капитала в инвестиционные программы и проекты администрацией города Хабаровска создана автономная некоммерческая организация «Агентство содействия инвесторам и разработчикам» (АНО «АСИР»). Основной ее задачей является создание единой площадки для авторов инвестпроектов и частных инвесторов с одновременным привлечением через действующие государственные и федеральные целевые программы бюджетных инвестиций на условиях софинансирования частного капитала.

— Приведите, пожалуйста, примеры частных инвестпроектов.

— Например, это строительство деловых центров и торгово-развлекательных комплексов. В частности, в Индустриальном районе города планируется возведение торгово-развлекательного комплекса, в том числе строительство аквапарка с объемом инвестирования более 4,4 миллиарда рублей. Ведется проектирование 52-этажного многофункционального высотного здания, объем инвестиций — около 12 миллиардов рублей.

В сфере медицины планируется реализовать масштабный инвестиционный проект по строительству высокотехнологичного медицинского центра «Академия здоровья». В нем будет функционировать круглосуточный стационар, операционный блок, блок реабилитации и восстановительного лечения. Общий объем частных инвестиций — 1,1 миллиарда рублей.

До 2020 года будет построен Дальне­восточный учебно-спортивный центр подготовки — с футбольным полем и трибунами на 500 мест, учебно-лабораторным корпусом с общежитием на 100 человек, крытым ледовым стадионом с трибунами на 200 зрителей, двумя универсальными спортивными залами и легкоатлетическим манежем.

Текущая экономическая ситуация, обус­ловленная ростом курса иностранных валют и необходимостью импортозамещения, усиливает значение дополнительного стимулирования создания объектов промышленного назначения, индустриальных парков. Сейчас на территории города действует два промышленных парка — «Авангард» и «Дальэнергомаш», в ближайшее время к ним добавится площадка Хабаровского завода строительной керамики. Это позволит существенно снизить затраты на строительство жилья. В настоящее время подготовлена необходимая инженерная инфраструктура, производственные цеха, подведены централизованная канализация, электроснабжение, газовый трубопровод. Выгодное расположение в промышленной зоне позволит создать производственный кластер по выпуску строительных материалов и размещать практически любой вид производства с перспективой включения данной территории в ТОСЭР «Хабаровск».

Отмечу, что ТОСЭР «Хабаровск», соглашение о создании которой было подписано в 2015 году, стала первой в Российской Федерации территорией опережающего социально-экономического развития. Появление ТОСЭР с пакетом налоговых льгот и упрощением административных процедур делает бизнес-идеи, связанные с Дальним Востоком, особенно привлекательными. ТОСЭР «Хабаровск» будет специализироваться на развитии промышленности, в том числе пищевой, а также транспортной логистики.

Общая площадь территории составляет 587 гектаров. Количество потенциальных резидентов — 25 компаний, из них статус резидентов в 2016 году получили 11 организаций. Планируется создать четыре тысячи новых рабочих мест. Заявленный объем инвестиций составит 35,3 миллиарда рублей, при этом объем финансирования на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры за счет бюджетных средств утвержден в общей сумме 2,3 миллиарда рублей (1,2 миллиарда — федеральный бюджет, 1,1 миллиарда — консолидированный региональный бюджет).

Резиденты ТОСЭР получат налоговые льготы, снижение ставок арендной платы, упрощенные условия привлечения иностранной рабочей силы, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, строительство которой осуществляется за счет федерального бюджета.

— Какую часть налоговых доходов обеспечивают малые предприниматели и в каких отраслях они преобладают?

— В Хабаровске сформирован полноправный, устойчиво работающий предпринимательский сектор экономики, который обеспечивает до 40 процентов общего оборота организаций города, более 34 процентов налоговых доходов бюджета города и занятость практически каждого третьего работника в экономике.

В отраслевой структуре предпринимательства преобладает торговля — 47 процентов, в строительстве занято 14 процентов, в обрабатывающих производствах — 7 процентов, столько же — в транспорте и связи.

— Что способствует достижению высоких результатов развития предпринимательства в городе?

— Во многом это организация работы по улучшению делового предпринимательского климата по программно-целевому принципу. Только программно-целевой подход позволяет нам связать в единое целое проблемы социально-экономического развития, цели, задачи и мероприятия, направленные на их решение; необходимые ресурсы, ожидаемые результаты. Только так можно осуществить эффективный целенаправленный процесс по обеспечению поступательного социально-экономического развития города.

Первым опытом по применению программного подхода стала разработанная в 1998 году целевая программа по развитию и поддержке малого предпринимательства, что позволило организовать планомерную работу по улучшению делового предпринимательского климата в городе, оказывать финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектам малого бизнеса. В настоящее время на поддержку предпринимательства работают четыре муниципальные программы, которые содержат более сотни направлений поддержки. Это программа развития малого и среднего предпринимательства (уже шестая по счету), программы развития инновационной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности города, а также вовлечения молодежи Хабаровска в предпринимательскую деятельность.

В рамках реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2014–2020 годы» реализован ряд административных мер поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также самих субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с поставленной Президентом России задачей продолжать системную работу по улучшению условий ведения бизнеса город использует все доступные инструменты муниципальной поддержки: субсидии, обучение, административное и информационное сопровождение.

В 2015 году были предоставлены субсидии как предпринимателям (54 субсидии), так и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (13 субсидий) на общую сумму 14,5 миллиона рублей. В рамках обучающих мероприятий в целях самозанятости безработных граждан, желающих заниматься собственным делом, организована и реализуется обучающая программа «Начинающий предприниматель». В 2015 году обучение по программе прошли 117 жителей города, 105 из которых получили возможность организовать свой бизнес и начать предпринимательскую деятельность.

Информационная поддержка СМСП осуществляется на постоянной основе с по­мощью официального сайта администрации города, общественных организаций предпринимателей, советов по предпринимательству при мэре города, телепередачи (рубрика «Сделано в Хабаровске»), печатных и электронных СМИ.

— Что планируется сделать в текущем году?

— В 2016 году на поддержку СМСП продолжают работать четыре муниципальные программы с бюджетом более 25 миллионов рублей, в том числе предусматривающие предоставление муниципальной финансовой поддержки в форме субсидий на сумму более 20 миллионов.

В планах увеличение количества субъектов малого бизнеса до 27,4 тысячи единиц, количества действующих индивидуальных предпринимателей — до 16,4 тысячи человек, а также рост численности занятых в малом бизнесе на 0,7 процента к уровню 2015 года, что составит 120 тысяч человек. В целях производственной поддержки малого предпринимательства преду­смотрено увеличение доли размещения муниципального заказа у субъектов малого бизнеса до 20 процентов. Город предоставляет СМСП возможность получения муниципальных гарантий.

Также реализуется муниципальная программа развития инновационной деятельности в Хабаровске, которая предусматривает мероприятия для поддержки инновационных предприятий города — проведение бизнес-презентаций, выставки инновационной продукции, конкурса студенческих инновационных проектов. Мы рассчитываем, что усиление факторов инновационного роста обеспечит новое качество развития экономики города, ее конкурентоспособность и передовые стандарты жизни населения.

— В городе действует подпрограмма «Вовлечение молодежи города Хабаровска в предпринимательскую деятельность на 2014–2017 годы». Расскажите о ней подробнее.

— В данном направлении работает молодежный студенческий бизнес-инкубатор, созданный при поддержке администрации города на площадях Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Там организовано 20 рабочих мест для реализации десяти наиболее интересных молодежных бизнес-проектов. Ежегодно из десяти размещенных бизнес-проектов 2–4 проекта признаются законченными и регистрируются как малые инновационные предприятия. Над остальными бизнес-проектами работа продолжается, на освободившиеся места на конкурсной основе поступают новые бизнес-проекты.

Практическая реализация вышеуказанных направлений поддержки малого и среднего бизнеса, инновационного, инвестиционного и молодежного предпринимательства, предоставление преференций позволит обеспечить дальнейшее развитие предпринимательского сектора экономики города.

— Перспектива развития малого и среднего предпринимательства в первую очередь предполагает эффективное взаимодействие власти и бизнеса в формате конструктивного диалога...

— Разумеется. И это взаимодействие направлено на укрепление взаимопонимания между сторонами. Власть в то же время рассчитывает на активное участие бизнес-структур в решении как локальных, так и стратегических задач, стоящих перед городом.

С этой целью администрацией города систематически предлагаются те или иные инструменты, позволяющие сделать диалог власти и бизнеса более прямым, открытым и, следовательно, более конструктивным. Это шесть советов по предпринимательству при мэре города, прямая линия по вопросам устранения административных барьеров в развитии предпринимательства, круглый стол «Хабаровская городская дума, администрация города и бизнес-сообщество в развитии экономики города», отраслевые общественные, координационные, экспертные советы при администрации города, конкурсные комиссии, семинары, конференции.

За последние годы диалог власти и бизнес-сообщества стал заметно более активным и конструктивным. При этом одними из главных предметов этого диалога сегодня являются механизмы реализации концессионных соглашений и муниципально-частное партнерство.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно