В
— Сергей Алексеевич, что можно сказать о тенденциях экспорта из Приморского края в сложившихся условиях? Каковы объемы?
— Приморский край — это экспортно ориентированный регион, имеет высокие перспективы развития экспортной составляющей. Учитывая нашу уникальную географию и возможности логистики, думаю, что мы обладаем существенными конкурентными преимуществами перед другими субъектами РФ. А выгодный курс рубля делает более чем привлекательным занятие экспортом. Многие эксперты отмечают, что в отечественной предпринимательской среде происходит разворот от импорта к экспорту товаров и услуг. Формула «там купил, здесь продал» постепенно меняется на новую — «здесь сделал, там продал». Если учесть, что доля малого и среднего предпринимательства в ВРП Приморского края составляет 31,9 процента, то новая формула в перспективе может принести неплохой доход нашей экономике. Если обратиться к цифрам, то согласно данным таможенной статистики по итогам 2015 года экспорт товаров в Приморском крае превысил 2,7 миллиарда долларов США.
— Какова товарная структура экспорта?
— Структура экспорта выглядит весьма интересно. Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта составляют минеральные продукты, прежде всего топливно-энергетические товары. Их доля превышает 44 процента. Вторая группа — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — в общем объеме занимает 35 процентов. Причем в этой группе до 90 процентов экспорта составляет рыбопродукция, что совершенно оправданно, ведь Приморье — рыбный край России. В третью группу входит древесина, доля которой порядка 12 процентов. Кроме того, увеличились объемы поставок за рубеж кондитерских, мучных изделий и других продуктов питания.
— Какие отрасли экономики края оказались в выигрыше от падения курса рубля?
— В сложившихся экономических условиях хорошие перспективы по росту выручки получили экспортно ориентированные предприниматели Приморского края в сфере рыбо- и лесопереработки. Кроме того, за счет резкого ослабления рубля многие компании агропромышленного сектора смогли заметно укрепить свои позиции на российском рынке. К примеру, один из последних запросов, поступивших в Центр развития экспорта Приморского края, касался поставок гречихи и сои в Японию. Данные Федеральной таможенной службы России свидетельствуют о том, что отечественные производители гречки с 2015 года переориентировались на новые рынки. Япония и Китай стали одними из крупнейших потребителей этой продукции.
— По словам первого вице-губернатора Василия Ивановича Усольцева, которые приводятся в местной прессе, предприниматели края должны переходить с экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью к экспорту продукции с высокой степенью переработки. Какие шаги предпринимаются в данном направлении?
— Если говорить об экспорте, то в первую очередь нужно вспомнить о том, что в 2012 году Россия вступила в ВТО. Это создает определенные возможности для экспортеров, которые надо знать и уметь использовать. Сегодня существуют десятки причин, требующих развития у нас именно несырьевого экспорта. Очевидно, что более сбалансированная система экспорта принесет намного больше пользы экономике Приморского края и отечественной экономике в целом. Первым шагом на пути к экспорту с высокой добавленной стоимостью стало создание Центра развития экспорта Приморского края. Основной смысл деятельности этого центра заключается в расширении международных торговых возможностей, что, безусловно, будет способствовать и развитию выпуска продукции глубокой переработки.
— Какую поддержку экспортерам оказывает Центр развития экспорта Приморского края?
— Помощь экспортерам оказывается разносторонняя — от простой консультации до содействия в заключении контракта с международными партнерами. В первую очередь в Центр развития экспорта обращаются за помощью в формировании пакета документов для экспорта товара, в поисках зарубежного партнера и т. д. И центр помогает найти и установить деловые контакты.
Конечно, большую долю деятельности центра сейчас занимает информационно-аналитическая, консультационная и организационная поддержка, включая исследования рынков и участие в зарубежных и отечественных бизнес-выставках и форумах. Но мы не отказываемся помогать и в более простых делах. Таких как, например, перевод сайта или подготовка и перевод на иностранные языки презентационных материалов. Результатом такой работы по итогам прошлого года стало заключение 31 контракта приморскими предпринимателями с зарубежными партнерами на общую сумму более 13,6 миллиона долларов США.
Краевая программа поддержки предпринимателей
На территории Приморского края реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае на
2013–2020 годы» региональной госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на2013–2020 годы». В рамках данной подпрограммы предпринимателям края оказывается такая поддержка, как возмещение авансового платежа (лизинга), возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (для экспортеров), а также возмещение части затрат, связанных с выполнением обязательных требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Кроме того, в крае действуют 43 муниципальные программы.
Кроме этого, предприниматели-экспортеры могут воспользоваться услугами некоммерческой организации «Гарантийный фонд Приморского края», деятельность которой направлена на обеспечение доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам банков-партнеров. Фонд предоставляет поручительства субъектам малого предпринимательства по кредитным договорам, договорам банков-гарантов и договорам лизинга. Также экспортно ориентированные предприниматели могут воспользоваться поддержкой, которая оказывается в рамках краевой и муниципальной программ Приморского края.
— Какие-то обучающие программы для занимающихся экспортом предпринимателей существуют?
— Безусловно. Ежегодно Центр развития экспорта проводит комплекс обучающих семинаров по различным вопросам грамотного ведения бизнеса, в том числе и по внешнеэкономической деятельности. В качестве лекторов мы привлекаем экспертов в области ВЭД, специалистов региональной инспекции Федеральной налоговой службы, Дальневосточного таможенного управления, высококвалифицированных юристов и т. д. Предприниматели, которые уже успешно ведут торговлю с иностранными партнерами, охотно делятся своим опытом в формате мастер-классов.
— Известно, что Центр развития экспорта проводит по заказу предпринимателей маркетинговые исследования рынка, изучает показатели конкурентоспособности продукции. По каким отраслям проводились последние исследования?
— Да, действительно, Центр развития экспорта проводит маркетинговые исследования в зависимости от потребности малого и среднего бизнеса. В основном по заявкам, которые поступают в центр от предпринимателей края. В прошлом году от предпринимателей поступили заказы на исследования перспективных рынков сбыта рыбопродукции и лесопереработки в Южную Корею, продуктов питания в Японию и Китай. Надеемся, что выявленные факторы спроса позволили нашим бизнесменам скорректировать свои дальнейшие действия.
Подготовила М. И. КУЛЬКОВА