Версия для печати 5262 Материалы по теме

Правительство России утвердило Стратегию развития малого и среднего бизнеса на период до 2030 года и план мероприятий (дорожную карту) по ее реализации. Согласно документу чуть менее чем через 15 лет доля малого и среднего бизнеса в экономике России должна удвоиться и составить 40%. Для достижения этой цели потребуются усилия не только федерального центра, но также региональных и местных властей.

Стратегия преследует сразу две цели. С одной стороны, она должна способствовать инновационному развитию и улучшению отраслевой структуры экономики, с другой — социальному развитию и обеспечению стабильно высокого уровня занятости.

Документ содержит несколько базовых индикаторов, которые должны быть достигнуты в результате реализации предусмотренных им мер. В частности, к 2030 году в 2,5 раза должен быть увеличен оборот малых и средних предприятий в постоянных ценах по сравнению с 2014 годом. Производительность труда в секторе МСБ должна вырасти в два раза, доля обрабатывающей промышленности в сегменте — достичь 20%, доля занятых в секторе МСБ — составить 35% населения.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП (40%), также предусмотренная среди целевых индикаторов, соответствует показателям развитых стран. Чтобы достичь такого уровня, ежегодный прирост должен составлять более 1%.

Отмечается, что стратегия представляет собой механизм, который позволит скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки в части создания благоприятных условий для малого бизнеса.

На сегодняшний день

В настоящее время в стране насчитывается 5,6 миллиона малых и средних предприятий, которые дают работу 18 миллионам граждан. На МСБ приходится 20% ВВП России, во многих субъектах РФ этот сектор занимает более трети валового регионального продукта. Малый бизнес преимущественно работает в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средний бизнес сосредоточен в сферах с более высокой добавленной стоимостью: сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности.

Как отмечается в стратегии, для развития сектора МСП уже реализованы масштабные меры финансовой поддержки. В субъектах Федерации создана сеть организаций, оказывающих услуги информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства. Также в 2015 году появился специальный институт развития МСП — профильная корпорация. Кроме того, среди поддержки сектора отмечено формирование Федеральной налоговой службой единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем в настоящее время вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Сектор МСП в стране представлен преимущественно микробизнесом, который составляет 95,5% от всех субъектов малого и среднего предпринимательства.

На фирмы, относящиеся к данному сектору, приходится всего 5–6% общего объема основных средств предприятий в стране и лишь 6–7% объ­ема инвестиций в основной капитал. Доля этого сегмента в экспорте страны также небольшая — 6%. Для сравнения: в Китае и Южной Корее аналогичный показатель превышает 40%. Производительность предприятий МСП отстает от уровня США, Японии и стран Европейского союза в среднем в 2–3 раза. При этом в течение последних лет динамика развития сектора является отрицательной. Так, доля малого и среднего бизнеса в обороте предприятий в целом по экономике снизилась с 32,4% в 2013 году до 34,2% в 2014 году.

Принципы и методы

Достижению целевых показателей, как говорится в документе, должна способствовать реализация некоторых базовых принципов. Один из них — «малый бизнес прежде всего». Другими словами, при проектировании и реализации решений, касающихся регулирования предпринимательской деятельности, должны в первую очередь учитываться интересы малого бизнеса. В частности, общим направлением развития системы регулирования должно статье ее упрощение.

Также должно стать невозможным принятие решений, создающих преференции для крупных предприятий за счет мелких. Второй принцип — легализация и легальная работа должны стать выгодными для малых предпринимателей. Третий — государство должно поддерживать малые предприятия, обеспечивающие опережающее развитие.

Таблица. Целевые индикаторы реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.

№ п/п

Показатель

Единица измерения

2014

2015

2018

2020

2025

2030

Единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства

1

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 г.

%

100,0

98,0

118,0

134,0

185,0

250,0

2

Оборот в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению
к 2014 г.

%

100,0

96,9

112,0

123,5

159,0

200,0

3

Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей)

%

11,8

12,2

13,5

14,4

17,0

20,0

4

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения

%

25,2

25,6

27,3

28,4

31,5

35,0

Рыночные ниши

5

Количество нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и мобильных торговых объектов

тыс. единиц

-

195,5

200,0

264,0

286,0

286,0

6

Доля закупок товаров, работ, услуг юридическими лицами, подпадающими под действие 223-ФЗ, у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме их закупок

%

-

Не менее 18,0

Не менее 25,0

Не менее 25,0

Не менее 25,0

Не менее 25,0

Технологическое развитие

7

Прирост высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях (накопленным итогом с 2014 года включительно)

тыс. единиц

-

-

1250,0

1750,0

3000,0

4250,0

8

Доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта РФ

%

6,0

6,5

7,0

7,5

9,0

12,0

Доступное финансирование

9

Доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства от общего кредитного портфеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

%

18,4

17,3

19,0

20,0

22,0

23,0

Предсказуемая фискальная политика

10

Коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тысячу действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий)

единиц

14,1

15,0

16,5

17,5

20,0

22,5

Высокое качество государственного регулирования

11

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тысячу человек населения

единиц

38,8

39,0

40,0

42,0

44,0

46,0

Территориальное развитие

12

Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых зафиксирована положительная динамика количества зарегистрированных малых и средних предприятий

единиц

45,0

47,0

Не менее 50,0

Не менее 55,0

Не менее 55,0

Не менее 55,0

Квалифицированные кадры

13

Доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших трех лет

%

4,7

5,0

7,0

7,5

10,0

12,5

Стратегия содержит восемь основных направлений, в рамках которых должны быть реализованы меры по достижению целевых показателей. Первым направлением является интеграция всех мер поддержки сектора. В качестве интегратора должна выступить уже упомянутая Корпорация развития малого и среднего бизнеса. В целях снижения издержек предприятий, связанных с доступом к правовой и маркетинговой информации, на базе корпорации будет предусмотрена система мер информационной, маркетинговой и юридической поддержки субъектов МСП.

Кроме того, корпорация будет предоставлять малому бизнесу широкий набор услуг через сеть многофункциональных центров. Корпорацией будут предложены новые сервисы для создания и ведения бизнеса, в том числе с использованием мобильных устройств.

Второй механизм — развитие конкуренции на локальных рынках. Речь идет о снятии административных барьеров, которые мешают малому бизнесу занимать ниши в регионах и муниципалитетах. В субъектах РФ предполагается внедрить стандарт развития конкуренции, призванный обеспечить доступ предпринимателей к услугам в социальной сфере, государственным закупкам, стимулировать спрос на продукцию МСП на основе повышения ее качества, развитие торговли и потребительского рынка.

Что касается доступа МСП к государственным и муниципальным закупкам, а также заказам отдельных юридических лиц, то отмечается, что объем этого рынка составляет около 25 триллионов рублей. Для расширения доли МСП на нем предполагается реализовать ряд мер по повышению прозрачности закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Среди них постепенное повышение обязательной квоты на закупку госкомпаниями товаров и услуг у малого бизнеса с 18 до 25% к 2018 году, регулярный анализ потребностей заказчиков к привлечению малых и средних предприятий, совершенствование системы электронных торгов, методическая поддержка малых и средних предприятий, создание реестра надежных поставщиков из числа МСП, а также системы совещательных органов, ответственных за аудит эффективности закупок у малых и средних предприятий.

Одно из направлений обозначено как поддержка малого предпринимательства, работающего в социальной сфере. Под таким бизнесом понимаются предприятия, работающие с социально незащищенными слоями населения. Однако список конкретных мер не приводится.

Еще одно направление — развитие торговли и потребительского рынка. Кроме прочего, в его рамках планируется включить в систему оценки эффективности руководителей регионов РФ дополнительные показатели, характеризующие обеспеченность жителей услугами торговли.

Также в числе мер предусмотрено развитие ярмарочной торговли и максимальное упрощение всех процедур для проведения ярмарок и участия в них. Предполагается развитие автоматизированных форм торговли, многоформатной торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов, создание условий для организации современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Еще одна мера в рамках данного направления — развитие дистанционной торговли: планируется сформировать систему почтовой и курьерской доставки и улучшать систему электронных платежей.

В качестве отдельного направления обозначено расширение финансового обеспечения малого бизнеса. Как отмечается в стратегии, в настоящий момент на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на разных стадиях развития. Стратегия предусматривает как создание новых инструментов, так и повышение качества уже существующих. Например, в стратегии говорится о привлечении малого бизнеса на биржи, развитии лизинга, факторинга и венчурного финансирования (в рамках последнего планируется поддержка существующих и новых объединений «бизнес-ангелов»).

«Утверждение стратегии развития малого и среднего предпринимательства — позитивная новость. „ОПОРА России“ принимала непосредственное участие в подготовке документа. Мы считаем, что малый бизнес в нашей стране может и должен развиваться динамично, и надеемся, что стратегия этому будет способствовать. Но прежде всего для ее реализации необходимо провести комплекс мер по снижению административных барьеров, обеспечению доступности финансовых ресурсов, улучшению ситуации в сфере осуществления государственного контроля и надзора и ряд тому подобных действий. Кроме того, в этом году мы должны принять программу действий „ОПОРЫ России“, и за основу мы обязательно возьмем стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2030 года», — отмечает президент «ОПОРЫ России» А. С. Калинин.

В «ОПОРЕ России» «Бюджету» также сообщили, что организация считает необходимой более интенсивное обсуждение вопросов реализации стратегии. «Мы предлагаем уже в июле 2016 года рассмотреть вопрос по снижению административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства», — сказали в организации.

В стратегию вошли следующие предложения «ОПОРЫ России»: разработка механизма поддержки экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие системы страхования вкладов за счет распространения ее действия на вклады микропредприятий — юридических лиц, введение преференциальных коэффициентов аллокации капитала под кредиты малым и средним предприятиям.

Также было учтено предложение о введении налоговых вычетов для субъектов малого и среднего предпринимательства, снижающих затраты на приобретение оборудования, используемого в целях обязательной фиксации данных об объемах производства, оборота и розничной продажи товаров в автоматизированных информационных системах. В рамках этого направления также планируется мотивировать молодежь открывать свой бизнес, стимулировать разработку обучающих программ для предпринимателей и провести год предпринимательства в 2018 году.

В части субсидирования приоритетом становится снижение доли невозвратных видов поддержки (субсидий на развитие бизнеса) в общем объеме средств, выделяемых в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в пользу развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств).

«Опросы показывают, что малые и средние предприятия несут высокие издержки при выполнении требований контрольно-надзорных органов», — говорится в документе. Стратегия отмечает, что в 2014–2015 годах были приняты решения, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес. Среди них — формирование единого реестра проверок, принятие трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, переход к риск-ориентированному подходу при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах. Также в числе таких мер — запрет госорганам требовать при проведении проверки документы, которые могут быть получены ими самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия. Положительные результаты от поэтапной реализации этих мер ожидаются уже в краткосрочной перспективе.

Если конкретнее

План мероприятий (дорожная карта) утвержден специальным приложением к стратегии. Дорожная карта разбита на восемь блоков, которые примерно соответствуют направлениям мероприятий, обозначенным в основном документе. При этом все мероприятия плана должны быть реализованы в 2016–2017 годах.

Так, в рамках направления «Рыночные ниши для бизнеса», кроме мер, направленных на расширение участия малых и средних предприятий в закупках госкомпаний и госкорпораций, предусмотрено внедрение стандарта развития конкуренции в регионах России, установление четких и единообразных правил стационарной торговли.

По направлению «Технологическое развитие» запланированы гранты для инновационных предприятий, расширение сети организаций, деятельность которых нацелена на встраивание малого бизнеса в цепочки поставок крупных предприятий, создание механизма мониторинга эффективности инструментов поддержки экспорта.

Для обеспечения доступного финансирования предусмотрена разработка стандарта кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, расширение программы кредитования предпринимателей, которую реализует МСП Банк, в том числе увеличение лимита финансирования, распространение программы страхования вкладов на депозиты микропредприятий. Также в рамках этого направления предписано развитие факторинга, секьюритизации кредитов, предоставляемых субъектам МСП, стимулирование синдицированного кредитования.

В рамках мер по предсказуемой фискальной политике предусмотрено повышение порога выручки, который позволяет определять предприятия как субъекты МСП, а следовательно, предоставлять им поддержку. Порог предполагается индексировать в соответствии с инфляцией. Кроме того, предложено отнимать сумму выплаченных страховых взносов из стоимости патента, а также продлевать льготные тарифы страховых взносов после 2018 года. Систему налогообложения в виде налога на вмененный доход планируется продлить бессрочно после 2018 года. Также планируется индексировать порог дохода для выплаты фиксированного размера страховых взносов.

Шестое направление включает комплекс мер по снижению административной нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, планируется ограничить число массовых проверок для субъектов предпринимательства. Также предусмотрено нормативно-правовое закрепление статуса самозанятых граждан. Стратегия предусматривает стимулирование самозанятости, в том числе вовлечение в предпринимательскую деятельность молодых матерей и женщин с детьми.

Раздел «Территориальное развитие», кроме прочего, предусматривает тиражирование лучших региональных практик между субъектами Федерации.

Последнее, восьмое, направление — «Квалифицированные кадры». Результатом реализации мероприятий в его рамках должен стать рост доли граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших трех лет, с 5% в 2015 году до 12,5% в 2030 году. Одна из мер — создание единой системы обучения субъектов малого предпринимательства. На первом этапе планируется разработать обучающие программы «Азбука предпринимателя» по созданию собственного дела с нуля и «Школа предпринимательства» по ведению уже действующего бизнеса. На втором этапе к этой обучающей системе подключатся субъекты РФ.

Общее управление реализацией стратегии будет осуществлять Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. Координация этой деятельности возло­жена на Министерство экономического развития при участии Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса. Сообщается, что мониторинг выполнения решений и корректировка документа будут проводиться ежегодно.

К. В. ОВЧАРУК

Поделиться