В интервью «Бюджету» министр финансов Оренбургской области Татьяна Геннадьевна МОШКОВА рассказала о том, какие меры предпринимаются в регионе для того, чтобы повысить качество управления финансами в муниципалитетах. Отдельной темой интервью стал механизм оценки деятельности муниципальных образований в этой сфере, применяемый в области.
— Города и районы Оренбургской области традиционно очень широко представлены в конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Проводит ли областной финорган какую-то предварительную работу с муниципалитетами?
— Муниципальные образования Оренбургской области активно принимают участие в этом престижном конкурсе, и мы гордимся успехами и победами наших муниципалитетов. Так, из девяти конкурсных лет в семи наши территории упорным трудом добились признания на российском уровне. В разные годы пять муниципалитетов нашего региона (Оренбург, Орск, Медногорск, Сорочинский городской округ, Соль-Илецкий район) были удостоены дипломов от I до III степени. Еще пять муниципалитетов области (Оренбург, Орск, Бузулук, Соль-Илецкий и Новосергиевский районы) были признаны лучшими в отдельных номинациях. При этом Орск шесть лет привозил награды с данного конкурса. Мы очень постараемся и в последующие годы сохранить и даже превзойти эти результаты.
Признание было бы невозможным без упорного ежедневного труда финансовых служб. Министерство финансов Оренбургской области в течение года проводит работу с муниципальными образованиями, направленную на внедрение инноваций в бюджетный процесс: проводятся видеоконференции и выездные семинары на базе территорий. Только за 2015 год специалисты министерства посетили 14 муниципальных образований с методологической помощью, охватив более 700 сотрудников местных администраций и муниципальных учреждений. В 2016 году практика проведения подобных мероприятий сохранена.
Мы ежегодно готовим предварительный рейтинг муниципальных образований области по методике конкурса. Это позволяет определить лучшие муниципалитеты. Мы оказываем им помощь в подготовке документации на конкурс. Подводя промежуточные итоги, мы сами можем выявить сильные и слабые стороны наших территорий и провести разъяснительную работу.
Чтобы стимулировать муниципалитеты к быстрому внедрению инноваций в бюджетный процесс, а также к более активному участию в конкурсных мероприятиях, мы включим в методику оценки качества управления муниципальными финансами показатели, характеризующие степень участия муниципалитета в конкурсных мероприятиях на федеральном уровне. Такая мера будет реализована с 2016 года.
— Какие механизмы оценки качества управления местными финансами используют региональные власти?
— Министерство финансов области проводит ежегодную оценку качества управления муниципальными финансами с 2012 года. Мы оцениваем такие направления, как сбалансированность и устойчивость местных бюджетов, программно-целевые принципы организации деятельности, повышение эффективности распределения бюджетных средств, оптимизация функций муниципального управления, эффективность их обеспечения, развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
В общей сложности мы изучаем 31 индикатор и по каждому выставляем оценку по пятибалльной шкале. Это позволяет определить рейтинг каждого городского округа и муниципального района области.
При этом муниципальные образования, имеющие просроченную задолженность по своим обязательствам, перемещаются на позиции рейтинга ниже муниципальных образований, не имеющих указанной задолженности, независимо от суммы набранных баллов. Речь идет о просроченной кредиторской задолженности и по расходам бюджета, и по муниципальным долговым обязательствам, и о просроченной кредиторской задолженности муниципальных бюджетных и автономных учреждений за отчетный год.
— Победители конкурса премируются?
— Ежегодно мы закладываем в областной бюджет шесть миллионов рублей, которые распределяются среди десяти муниципалитетов области, достигших наилучших результатов. За пять лет проведения оценки двадцать муниципалитетов получили из областного бюджета 30 миллионов рублей, что позволило им значительно укрепить материально-техническую базу.
Кроме того, в Оренбургской области с 2012 года осуществляется стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности бюджетных расходов. Средства из областного бюджета предоставляются на условиях софинансирования мероприятий, предусмотренных муниципальными программами повышения эффективности бюджетных расходов, на конкурсной основе.
Мы распределяем средства после ранжирования муниципалитетов на основании балльной оценки этих программ. Чтобы проставить баллы, мы изучаем исходное состояние в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, прирост результатов на каждом этапе реализации муниципальной программы и общий прирост результатов. Победители конкурса реализуют свои программы в два этапа, каждый из которых оценивается в отдельности.
— Каковы объемы помощи в рамках этих мер?
— В
В 2016 году, несмотря на кризис, мы также заложили в региональный бюджет средства на стимулирование муниципальных образований области к повышению качества управления финансами и эффективности бюджетных расходов.
Стремление муниципалитетов занять лидирующие позиции в рейтинге и получить поддержку позволило увеличить среднюю балльную оценку в 1,9 раза. Значительно улучшилась работа по планированию и исполнению обязательств муниципальных образований. На муниципальном уровне была внедрена система эффективных контрактов. Учреждения и органы местного самоуправления размещают в интернете сведения о результатах деятельности за отчетный год, что обеспечивает общедоступность информации. На сегодняшний день бюджетный процесс урегулирован нормативными правовыми актами муниципального уровня в полном объеме.
— Есть ли какая-то специфика у системы межбюджетных отношений, выстроенной в области?
— Вопросы межбюджетного регулирования в нашем регионе имеют приоритетное значение. Функционирование органов власти и органов местного самоуправления в условиях жестко регламентированного разграничения доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетов требует четкой формализации принципов построения системы межбюджетных отношений.
В Оренбургской области на уровень муниципальных районов и городских округов помимо установленных федеральным законодательством передан ряд дополнительных доходных источников. Так, по нормативу в 100 процентов переданы доходы по налогам по упрощенной системе, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, сборы за пользование объектами животного мира.
Наши усилия направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности и повышение финансовой устойчивости местных бюджетов, а также на создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами.
— Какие меры предпринимаются для выравнивания бюджетной обеспеченности?
— В 2014 году объем финансовой помощи муниципальным районам и городским округам с учетом дополнительных нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц составил 5 миллиардов рублей. В 2015 году цифра выросла до 5,5 миллиарда. На 2016 год запланирована помощь в объеме 5,9 миллиарда.
Значителен и объем финансовой помощи поселениям, который ежегодно составляет 1,7 миллиарда рублей. При этом с 1 июля 2015 года в бюджеты поселений дополнительно зачисляется пять процентов от НДФЛ. Ранее эти средства получал областной бюджет. В 2015 году благодаря этой мере поселения дополнительно получили 182 миллиона рублей. Согласно расчетам цифра в 2016 году составит уже 300 миллионов.
В 2015 году мы впервые применили механизм консолидации субвенции. Были объединены субвенции по опеке, приемным семьям и патронатному воспитанию детей. Главным распорядителем бюджетных средств по единой субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий является Министерство финансов Оренбургской области. Муниципальные образования положительно оценивают применение данного инструмента. При этом они самостоятельно рассчитывают объем использования единой субвенции по соответствующим методикам.
Начиная с 2016 года мы распределяем максимальное количество субсидий и иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями до начала года. Это позволяет обеспечить предсказуемость и прозрачность бюджетных правоотношений с муниципальными образованиями, которые заблаговременно подготовились к реализации соответствующих мероприятий.
С 2015 года Министерство финансов Оренбургской области совместно с Управлением Федерального казначейства по региону внедрило новый механизм перечисления субсидий, субвенций и иных целевых межбюджетных трансфертов, перечисляемых из регионального в местные бюджеты. Реализованы и другие совместные с УФК меры.
В результате проведенной реформы на 1 января 2016 года количество муниципальных образований области сократилось до 489: это на 118 муниципальных образований меньше, чем в 2013 году. Реформа позволила устранить дублирующие функции, сократить число избирательных комиссий, улучшить качество администрирования доходов, создать гибкий механизм управления земельными ресурсами, повысить качество муниципальных услуг, предоставляемых населению.
— Есть понимание, как обеспечить стабильность местных и регионального бюджетов в кризис?
— На уровне правительства области были разработаны и утверждены комплексы мер по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики в регионе. Муниципальные образования активно внедряют прогрессивные механизмы увеличения поступлений в бюджет, эффективного использования бюджетных расходов, привлечения инвестиций, развития предпринимательства.
Денег много не бывает. Необходимо правильно и эффективно ими распоряжаться. Один из инструментов — государственные и муниципальные программы. На уровне области доля программных расходов (а значит, расходов, направленных на достижение результатов) составляет более 95 процентов. Муниципальные образования стараются поднять свои показатели до областного уровня.
Кроме прочего, мы ограничили расходы на выплату компенсаций за неиспользованный отпуск. Например, в областном Минфине мы уже на протяжении четырех лет такие компенсации не выплачиваем. Вместо этого сотрудники пользуются своими отпусками.
В числе направленных на оптимизацию расходов мер предлагается не вносить изменения в сводную бюджетную роспись, за исключением выплат гражданам и предупреждения аварийных ситуаций, закрывать лимиты бюджетных обязательств на сумму экономии по торгам. Также предлагается отказаться от авансовых платежей при заключении договоров о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2016 года №
Еще одной мерой является сокращение лимита бюджетных обязательств по собственным средствам областного бюджета на 2016 год. Например, сокращение по расходам на оплату труда в органах власти должно составить два процента, по субвенциям местным бюджетам — три процента, по субсидиям бюджетным и автономным учреждениям по отраслям бюджетной сферы, по которым приняты дорожные карты по повышению эффективности бюджетных расходов, — четыре процента. На шесть процентов предлагается сократить сумму дотаций муниципальным районам и городским округам.
Мы регулярно проводим мониторинг по просроченной кредиторской задолженности. По сравнению с прошлым годом показатель удалось сократить почти в два раза. Объем просроченной кредиторской задолженности муниципальных бюджетных и автономных учреждений по сравнению с началом года сократился на 55 миллионов и составил 66,8 миллиона рублей.
Мы раздельно ведем учет задолженности бюджета и учреждений. В учреждениях есть положительная тенденция, но работу будем продолжать. В этой связи мы взаимодействуем с Министерством внутреннего финансового контроля. Мы выезжаем с проверками и методической помощью в города и районы для установления реальных причин кредиторской задолженности. Фраза «Нет денег» — признак некомпетентности. Значит, не умеют, не могут и, самое главное, не хотят работать качественно. Источники для роста доходов есть, меры по оптимизации не исчерпаны.
— Например, что это может быть?
— Муниципальным образованиям необходимо активнее внедрять мероприятия по энергоэффективности, такие как установка счетчиков, энергосберегающих окон и другие. Также необходимо активнее привлекать сторонние организации к выполнению технических работ, например, к уборке помещений, к охране, развивать аутсорсинг. Еще одна мера по оптимизации — вовлечение немуниципальных организаций к предоставлению муниципальных услуг.
— Что нужно, чтобы максимально использовать потенциал имущественных налогов?
— Хочу напомнить, что налог на имущество физических лиц и земельный налог являются местными налогами и основными доходными источниками местных бюджетов. Для укрепления доходной части местных бюджетов в Оренбургской области специальным законом установлена единая дата начала применения на территории региона порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения — 1 января 2017 года.
Переход к налогообложению имущества физических лиц от кадастровой стоимости требует полноты кадастрового учета. Кроме того, требуется установить такое налоговое бремя для физических лиц, которое было бы выгодно налогоплательщику и не ухудшало бы его положение. Губернатор Оренбургской области Юрий Александрович Берг специальным распоряжением утвердил межведомственную рабочую группу, которая займется организацией работы по применению на территории области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В связи с этим муниципалитеты утвердили планы мероприятий по подготовке к ведению налога.
— Что именно предстоит сделать муниципалитетам?
— Органы местного самоуправления ведут работу по инвентаризации налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, выявлению собственников объектов недвижимости, не поставленных на кадастровый учет. Такие объекты привлекаются к налогообложению. Факты несоответствия налогооблагаемой базы представляются в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для внесения соответствующих изменений в базу данных.
Что касается возможных изменений для повышения доходов от земельных налогов, то мы считаем целесообразным поэтапное увеличение коэффициента, применяемого для исчисления суммы земельного налога в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства до момента регистрации прав на объект недвижимости Мы также предлагаем сократить период с даты государственной регистрации прав на земельные участки, приобретенные или предоставленные для жилищного строительства, до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, по истечении которого применяется повышающий коэффициент.
Подготовил К. В. ОВЧАРУК