Версия для печати 5485 Материалы по теме
Главная цель рейтинга — повышение эффективности бюджетных расходов
Открытые финансы: инструмент, которым нужно уметь пользоваться

Рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных составляется с 2013 года по заказу Минфина России. С 2016 года результаты рейтинга учитываются Минфином России при оценке качества управления региональными финансами. О задачах рейтинга, а также о перспективах его дальнейшего развития рассказала старший научный сотрудник Центра бюджетной политики НИФИ Ольга Ивановна ТИМОФЕЕВА.

Мы размещаем только часть материала. Целиком он опубликован в восьмом номере журнала "Бюджет".

Главная цель рейтинга — повышение эффективности бюджетных расходов. Надо сказать, что путь этот длинный и не всегда очевидный. Тем не менее за счет большей открытости и прозрачности бюджетного процесса, доступности информации о бюджете эффективность расходов действительно можно повысить. Вопреки распространенному мнению россияне готовы тратить свое время на решение вопросов бюджетного планирования и контроля за использованием бюджетных средств. Например, наш недавний опрос показал, что этим готовы заниматься 18 процентов студентов экономических специальностей.

Материал целиком опубликован в августовском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Как именно можно использовать данный ресурс? Возьмем, к примеру, состояние дорог. Понятно, что больше всего информации об этом у таксистов. Почему бы не использовать их при формировании плана ремонта дорог, а затем при контроле за выполненным ремонтом? Или проблема государственных закупок, связанная с завышением стоимости товаров или услуг.

Информация о закупках сегодня абсолютно открыта, и люди, работающие в конкретной сфере и хорошо ориентирующиеся в ценах, могут легко выявлять факты завышения цен и сообщать об этом властям. Нужно лишь, чтобы эта информация была востребована со стороны органов власти. К сожалению, пока возможности общественного участия в бюджетном планировании и контроле используются очень слабо. Хотя необходимая для этого нормативная база сформирована: принят Федеральный закон № 212‑ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», поставлены задачи в указе Президента России № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». 

— В 2014 году рейтинг был поддержан открытым правительством и рабочей группой Минфина России по развитию проекта «Бюджет для граждан». Что сегодня дает региону участие в этом рейтинге?

— Изначально составление рейтинга было исключительно общественной инициативой. У составителей не было административного ресурса, а у регионов не было никаких обязанностей в отношении данного проекта. Тем не менее большинство приняло в нем активное участие. Регионам интересен этот проект. Они могут воспользоваться рейтингом как методическим ресурсом, который помогает разобраться в вопросах раскрытия бюджетных данных и определить, в каком направлении следует двигаться. Благодаря количественной оценке приходит понимание, где на самом деле находится субъект Федерации по уровню открытости бюджетных данных. При составлении рейтинга оценивается 11 направлений, по каждому делается ранжирование в зависимости от набранных регионами баллов. В итоге они видят, где есть успехи, а где еще предстоит серьезно поработать. 

За три года составления рейтинга получен хороший результат. Вот несколько цифр. В 2013 году проект закона о бюджете был опубликован на сайтах, предназначенных для публикации бюджетных данных, в 48 регионах, в 2014 году — в 79, в 2015 году — в 80. Проекты изменений в закон о бюджете были опубликованы в 2013 году в 21 регионе, в 2014 году — в 41, в 2015 году — в 50 субъектах. Налицо позитивная динамика, и она наблюдается по многим вопросам анкеты. 

Благодаря поддержке открытого правительства и Минфина России статус рейтинга ежегодно повышается. За баллы идет нешуточная борьба между регионами. Совсем недавно произошло еще одно важное событие, которое должно повлиять на уровень открытости бюджетных данных: теперь Минфин России будет учитывать результаты рейтинга при оценке качества управления региональными финансами, причем с довольно высоким коэффициентом по сравнению с другими показателями. В апреле текущего года соответствующие изменения внесены в приказ Минфина России, утверждающий порядок такой оценки. Те регионы, которые ранее не уделяли должного внимания вопросу открытости бюджетных данных, получили дополнительный стимул.

Поделиться