Версия для печати 2947 Материалы по теме
Что касается компонентов программных расходов, то в большинстве стран 100% расходов, даже включая расходы на содержание национального собрания, являются программными
Программный метод в России и за рубежом: ключевые различия

О различии российского и международного опыта рассказал научный сотрудник Лаборатории бюджетной политики ИЭП им. Е. Т. Гайдара А. Н. Дерюгин. Соответствующий доклад он сделал в ходе семинара «Российский и международный опыт внедрения и реализации государственных программ», организованном Институтом реформирования общественных финансов и Институтом экономической политики имени Е. Т. Гайдара совместно с Минфином России.

Как подчеркнул Дерюгин, в международном опыте отсутствует территориальный подход к формированию программ. То есть за рубежом не найти документов, подобных госпрограмме «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Напротив, используется проблемный подход, при котором программы посвящаются какой-то отдельной проблемной теме. Нет там и сценарного подхода: очень редко описываются даже риски, которые могут возникнуть при реализации госпрограмм. Единственным исключением являются Нидерланды, где заранее закладывается возможность 20% урезания бюджета программы и ГРБС обязаны предоставить план действий на этот случай.

Материал целиком опубликован в августовском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Что касается компонентов программных расходов, то в большинстве стран 100% расходов, даже включая расходы на содержание национального собрания, являются программными. В США больше 90% — программные расходы, вне программ находятся расходы на продовольственные талоны, выплаты пенсий федеральных гражданских и военных служащих, страхование по безработице. В Великобритании и Нидерландах не включаются в программы расходы на обеспечение деятельности органов власти (административные), остальные 95% расходов запрограммированы. А вот в Индии, так же как и в России, примерно половина расходов не включена в систему государственных программ.

Существенным отличием РФ от рассматриваемых стран является следующий момент: отменить, изменить, объединить программу может только парламент (в России это может сделать правительство). Перераспределение средств без изменения структуры госпрограмм — тоже полномочие парламента (за исключением Канады).

В зарубежной практике ответственный исполнитель без участия парламента имеет право переносить финансирование с одних статей на другие внутри одной госпрограммы. Например, выплаты по социальным обязательствам снижать нельзя, однако переносить средства с других статей на эту разрешается. Примечательно, что в некоторых странах к защищенным статьям отнесены капитальные расходы. В России, наоборот, капитальные расходы подвергаются секвестру в первую очередь.


Поделиться