25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4747 Материалы по теме
После того как курс доллара вырос в два раза, начался процесс импортозамещения
Алкогольная отрасль: импортозамещение и ключевые тенденции

Что происходит с российской алкогольной отраслью в кризис? Наблюдается ли процесс импортозамещения на рынке алкоголя? Как сказалось не нем введение ЕГАИС? Об этом "Бюджет" поговорил с руководителем Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадимом Дробизом. На сайте мы размещаем только первые три вопроса: они описывают ключевые тенденции на рынке и происходящий процесс импортозамещения. 

— Вадим Иосифович, в своих аналитических материалах вы пишите, что импортозамещение в сегменте вина закончилось еще в 2015 году и в настоящее время начинается рост импорта. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию: что происходит?

— Что касается вина, то Россия в значительной степени импортозависимая страна. Если этот рынок примерно разделить на три части, то треть — это ввезенная в бутылках импортная продукция. Две трети продаваемого в стране вина произведено в России. Но из этих двух третей половина сделана из импортного виноматериала. Стоит отметить, что 90 процентов шампанских и игристых вин выпускается из импортных виноматериалов.

Материал целиком опубликован в сентябрьском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

После того как курс доллара вырос в два раза, начался процесс импортозамещения. Российское вино подорожало в меньшей степени, чем ввозное (последнее выросло в цене процентов на 30–40). Началось объемное замещение, но откуда взять сырье? Только импортировать. Естественно, начался рост импорта виноматериала, прежде всего дешевого — в первую очередь испанского. В то время как импорт готовой бутилированной продукции сократился на 30 процентов, производство готового вина в России по итогам прошлого года выросло более чем на 20 процентов. Но, повторюсь, исключительно за счет импортного виноматериала.

Некоторую роль, конечно, в этом производстве сыграл Крым. Однако пока можно говорить разве что о его высоком потенциале. Объемы производства и винограда, и виноматериала, и вина в Крыму пока еще невелики.

Считается, что населению нужен минимум год, чтобы адаптироваться к кризису. Так и произошло: уже в начале первого квартала текущего года производство отечественного вина сократилось примерно на 10–12 процентов и примерно на столько же — по итогам января — июля. Импорт вырос на сопоставимую цифру. Пошел обратный процесс, но это не значит, что дальше он будет продолжаться. Скорее достигнутое сейчас состояние на рынке вина будет стабильным.

Таким образом, соотношение сил на отечественном винном рынке зафиксируется. Около четверти будут занимать импортные вина, а остальное будет разливаться и производиться в России, поскольку импорт остается дорогим.

— А что касается крепкого алкоголя?

— На рынке крепкого алкоголя, в первую очередь в секторе водки, доминирует отечественная продукция. Ее доля — 99 процентов. Поэтому импорт вообще не влияет на данный сегмент. Конечно, он присутствует, в прошлом году он упал процентов на 35–40, если не больше, а в этом немного подрос, — но в любом случае доля импортной водки мала. Был период, когда поступало много импорта из Украины, доля иностранной продукции тогда достигала семи процентов. Сейчас — не более полутора процентов.

Что касается рома, виски, джина, текилы, абсента, то эти напитки на все 100 процентов поступают из-за рубежа. Объемы импорта упали на 30 процентов в прошлом году. В этом году объемы продаж виски продолжают падать. Какие-то из напитков, в частности ром, могут демонстрировать рост, но незначительный. По итогам прошлого года из сектора премиального алкоголя ушли случайные потребители, то есть люди, которые могли позволить себе купить раз в месяц бутылку дорогого виски или рома. Остались только те, для кого этот алкоголь и предназначен согласно их социальному статусу.

— В течение последних лет наблюдается падение потребления пива. С чем это связано?

— Ситуация на пивном рынке простая. 98 процентов отечественного потребления пива — российская продукция. Импорт минимален. Западные пивные компании, работающие на российском рынке, заявляют, что производство пива губит государственная политика. Однако это не так. Настоящая причина — демографический потребительский кризис.

Падение потребления и производства пива началось с 2008 года. До этого с 1995 года по 2007 год за 12 лет потребление и производство напитка выросло в 5,5 раза — с 15 литров на душу в год до 81 литра. Такого мировая история пивного рынка до этого не знала никогда. Но потом потребление стало резко снижаться из-за изменения демографической структуры населения. Дело в том, что с 1990 по 2002 год в России рождалось в два раза меньше детей, чем до этого. Этот демографический кризис сказывается на всем, например на школах.

Рынок алкоголя сильно зависит от демографии. Молодые люди активно выходят на пивной рынок примерно в 17–18 лет. За последние восемь лет пивной рынок потерял порядка 8–9 миллионов потребителей. Это более 15 процентов всего рынка. Пиво пьет население с 18 до 55 лет, и в последнее время эта группа активно сокращается.

Кстати, демографический кризис на рынке вина начался в 2012–2013 годах. Девушки начинают в 22 года переходить на вино вне зависимости от того, что пили до этого. На рынке крепкого алкоголя демографический кризис начнется в 2018 году. Молодые люди в 27–28 лет начинают себя осознавать взрослыми мужчинами и, как правило, переходят на крепкий алкоголь. Поэтому в 2017–2018 годах на рынок крепкого алкоголя начнет выходить малочисленное поколение рожденных в 1990-м, что приведет к общему снижению потребления крепкого алкоголя в России.

На пивном рынке кризис будет продолжаться с 2008 по 2020 год. Стоит отметить, что рынок в первую очередь теряют западные компании, владеющие производствами пива в России. В то время как отечественные, наоборот, укрепились. В 2007 году доля западных компаний в российском производстве была около 92 процентов, а российских — восемь процентов. В прошлом году эти показатели изменились до 71 и 29 процентов соответственно. Эта тенденция будет продолжаться: малые и средние российские компании вырастут — предполагаю, что до 40 процентов.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно