Версия для печати 2869 Материалы по теме
С 2001 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
Актуальные вопросы информационного обеспечения бюджетных правоотношений

Автор статьи: Елена Евгеньевна Чернякова, директор департамента информационных технологий Минфина России

Отличительной особенностью новаций бюджетного законодательства является то, что информационные системы в сфере бюджетных правоотношений создаются не в целях сбора и обработки массива отраслевой информации для последующего анализа и принятия управленческих решений, а для непосредственного формирования, ведения и обмена документами на всех этапах бюджетного процесса, а также в целях регистрации всех финансово-экономических событий, оказывающих влияние на активы и обязательства публично-правовых образований. 

Материал целиком опубликован в сентябрьском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Таким образом, информационные системы в сфере бюджетных правоотношений, несмотря на их отраслевую специфику (управление государственными и муниципальными финансами), будут использоваться не только финансовыми органами публично-правовых образований Российской Федерации, но и абсолютно всеми органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также иными организациями в случае получения ими средств из бюджета. К последним относятся поставщики товаров, работ и услуг в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд, а также получатели различных видов государственных субсидий, грантов и иных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указанные выше нормы требуют четкой регламентации единых требований к бизнес-процессам, реквизитному составу документов, а также правил формирования, ведения и применения единых для всех бюджетов реестров, классификаторов и справочников, на основе которых должна формироваться информация. Эти правила будут устанавливаться Минфином России.

Электронный бюджет

Уже сегодня на федеральном уровне в рамках создания государственной интегрированной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» — федеральной государственной системы в сфере бюджетных правоотношений, ведется глубокий реинжиниринг нормативно-правового регулирования бюджетных процедур. Изменены порядки формирования предложений в проект федерального бюджета главными распорядителями бюджетных средств, ведения сводной бюджетной росписи и кассового плана, кардинально изменились состав и структура документов, сопровождающих эти процессы.

Эффекты очевидны: 

принцип однократного ввода информации, положенный в основу реинжиниринга, позволяет в разы сократить трудозатраты на создание, рассмотрение и проверку документов, направляя высвобождающиеся ресурсы на формирование качественно нового состава информации;

применение единых справочников и классификаторов обеспечивает структурирование информации для ее дальнейшего использования и анализа;

автоматизированные контроли, предусмотренные в информационной системе на всех этапах бизнес-процессов, минимизируют риски нарушения бюджетного законодательства;

на основе созданных электронных документов по заданным правилам автоматически формируется вся необходимая отчетность;

преемственность информации на всех этапах бюджетного процесса дает возможность управления изменениями, а также позволяет оценить качество финансового менеджмента участников бюджетного процесса.

Государственные информресурсы

В целях повышения качества и достоверности информации Минфином России ведется большая работа по нормативно-правовому регулированию и координации создания ключевых государственных информационных ресурсов не только в сфере бюджетных правоотношений, но и в целом в сфере государственного управления.

С 2001 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Именно в этих базовых государственных информационных ресурсах содержится вся необходимая информация о правоспособности этих субъектов. 

Далее с 2013 года законодательно закреплена норма о единстве правил присвоения и изменения в Российской Федерации адресов всем объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, а также о ведении государственного адресного реестра. При регистрации недвижимого имущества, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей адрес указывается только на основе сведений из государственного адресного реестра.

В 2016 году принят закон, преду­сматривающий электронные процедуры государственной регистрации актов гражданского состояния, перевод в электронную форму всех актовых записей начиная с 1926 года, а также создание и ведение единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Именно создание Единого реестра ЗАГС позволит перейти к следующему этапу — созданию единого информационного ресурса о населении Российской Федерации. В текущем году Минфином России будет разработан соответствующий законопроект, концепция которого уже широко обсуждается на федеральном уровне.

Эти ключевые государственные информационные ресурсы, содержащие первичные достоверные сведения обо всех субъектах и важнейших объектах всех гражданских, бюджетных, налоговых, социальных и иных правоотношений, должны стать основой для формирования информации во всех информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления. Эффект, который получит государство и общество, будет значительным — начиная с сокращения документов, требуемых сегодня для оказания государственных услуг, оптимизации государственных функций, заканчивая исключением мошенничества, связанного с подделкой документов (доступ к этим ресурсам будет открыт всем заинтересованным лицам — конечно, с соблюдением всех требований законодательства о защите информации и персональных данных). 

Все эти законодательные новации стали возможны в том числе благодаря развитию информационных технологий, среди которых глобальная сеть Интернет, виртуальные вычислительные мощности, системы обработки больших массивов данных и многое другое. Сейчас на смену этим, уже освоенным, технологиям приходят новые. Без сомнения, они смогут открыть еще большие возможности для очередного качественного изменения процессов управления государством и государственными финансами.










Поделиться