Версия для печати 2443 Материалы по теме
Актуальные вопросы информационного обеспечения бюджетных правоотношений

Целая глава новой редакции Бюджетного кодекса, подготовленной Минфином России, посвящена вопросам информационного обеспечения бюджетных правоотношений.

За последнее десятилетие практически во всех отраслевых кодексах или законах аналогичные главы или статьи уже появились. Законодательное закрепление правового статуса и роли информационных технологий в сфере управления государственными финансами практически завершает цикл правового регулирования создания и использования отраслевых государственных информационных систем.

Елена Евгеньевна ЧЕРНЯКОВА, директор департамента информационных технологий Минфина России


Отличительной особенностью новаций бюджетного законодательства является то, что информационные системы в сфере бюджетных правоотношений создаются не в целях сбора и обработки массива отраслевой информации для последующего анализа и принятия управленческих решений, а для непосредственного формирования, ведения и обмена документами на всех этапах бюджетного процесса, а также в целях регистрации всех финансово-экономических событий, оказывающих влияние на активы и обязательства публично-правовых образований. Таким образом, информационные системы в сфере бюджетных правоотношений, несмотря на их отраслевую специфику (управление государственными и муниципальными финансами), будут использоваться не только финансовыми органами публично-правовых образований Российской Федерации, но и абсолютно всеми органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также иными организациями в случае получения ими средств из бюджета. К последним относятся поставщики товаров, работ и услуг в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд, а также получатели различных видов государственных субсидий, грантов и иных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указанные выше нормы требуют четкой регламентации единых требований к бизнес-процессам, реквизитному составу документов, а также правил формирования, ведения и применения единых для всех бюджетов реестров, классификаторов и справочников, на основе которых должна формироваться информация. Эти правила будут устанавливаться Минфином России.

Электронный бюджет

Уже сегодня на федеральном уровне в рамках создания государственной интегрированной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» — федеральной государственной системы в сфере бюджетных правоотношений, ведется глубокий реинжиниринг нормативно-правового регулирования бюджетных процедур. Изменены порядки формирования предложений в проект федерального бюджета главными распорядителями бюджетных средств, ведения сводной бюджетной росписи и кассового плана, кардинально изменились состав и структура документов, сопровождающих эти процессы.

Эффекты очевидны:

принцип однократного ввода информации, положенный в основу реинжиниринга, позволяет в разы сократить трудозатраты на создание, рассмотрение и проверку документов, направляя высвобождающиеся ресурсы на формирование качественно нового состава информации;

применение единых справочников и классификаторов обеспечивает структурирование информации для ее дальнейшего использования и анализа;

автоматизированные контроли, предусмотренные в информационной системе на всех этапах бизнес-процессов, минимизируют риски нарушения бюджетного законодательства;

на основе созданных электронных документов по заданным правилам автоматически формируется вся необходимая отчетность;

преемственность информации на всех этапах бюджетного процесса дает возможность управления изменениями, а также позволяет оценить качество финансового менеджмента участников бюджетного процесса.

Государственные информресурсы

В целях повышения качества и достоверности информации Минфином России ведется большая работа по нормативно-правовому регулированию и координации создания ключевых государственных информационных ресурсов не только в сфере бюджетных правоотношений, но и в целом в сфере государственного управления.

С 2001 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Именно в этих базовых государственных информационных ресурсах содержится вся необходимая информация о правоспособности этих субъектов.

Далее с 2013 года законодательно закреплена норма о единстве правил присвоения и изменения в Российской Федерации адресов всем объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, а также о ведении государственного адресного реестра. При регистрации недвижимого имущества, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей адрес указывается только на основе сведений из государственного адресного реестра.

В 2016 году принят закон, преду­сматривающий электронные процедуры государственной регистрации актов гражданского состояния, перевод в электронную форму всех актовых записей начиная с 1926 года, а также создание и ведение единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Именно создание Единого реестра ЗАГС позволит перейти к следующему этапу — созданию единого информационного ресурса о населении Российской Федерации. В текущем году Минфином России будет разработан соответствующий законопроект, концепция которого уже широко обсуждается на федеральном уровне.

Эти ключевые государственные информационные ресурсы, содержащие первичные достоверные сведения обо всех субъектах и важнейших объектах всех гражданских, бюджетных, налоговых, социальных и иных правоотношений, должны стать основой для формирования информации во всех информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления. Эффект, который получит государство и общество, будет значительным — начиная с сокращения документов, требуемых сегодня для оказания государственных услуг, оптимизации государственных функций, заканчивая исключением мошенничества, связанного с подделкой документов (доступ к этим ресурсам будет открыт всем заинтересованным лицам — конечно, с соблюдением всех требований законодательства о защите информации и персональных данных).

Все эти законодательные новации стали возможны в том числе благодаря развитию информационных технологий, среди которых глобальная сеть Интернет, виртуальные вычислительные мощности, системы обработки больших массивов данных и многое другое. Сейчас на смену этим, уже освоенным, технологиям приходят новые. Без сомнения, они смогут открыть еще большие возможности для очередного качественного изменения процессов управления государством и государственными финансами.

Рисунок. Электронный документооборот


Поделиться