Константин Владимирович Вышковский, директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России
В конце мая 2016 года Россия в целом успешно разместила облигации международного займа.
Возможно, впервые в истории глобальных рынков такой инструмент был размещен без посредничества зарубежных банков-организаторов.
В процессе размещения облигаций международного займа России пришлось обойтись и без услуг фискального агента — как правило, в этой роли выступает глобальный, системно значимый банк. Разумеется, в другой ситуации мы бы отдали предпочтение стандартным процедурам, но в этот раз справились и без посредника.
Мы отдаем себе отчет в том, что относительно скромная сумма выпуска — 1,75 миллиарда долларов США — не делает погоды на глобальных долговых рынках, ежемесячно переваривающих многомиллиардные объемы суверенных облигаций. Однако прецедент, созданный Россией, не может остаться незамеченным. Как представляется, вопрос имеет два аспекта: национальный и глобальный. Начнем с первого.
После того, как десять лет назад Россия отменила все ограничения на трансграничные перетоки капитала, скоординированные меры правительства и Банка России, действовавших, к тому же, в русле рекомендаций «Группы двадцати» по развитию национального долгового рынка, обеспечили формирование предпосылок, необходимых для становления инфраструктуры российского финансового рынка.
В настоящее время посредством институтов, образующих эту инфраструктуру (НРД, инвестиционные банки и другие), Россия как суверенный заемщик, а также другие заемщики, включая иностранные, могут решать любые задачи, связанные с аккумулированием финансовых ресурсов.
Инвесторы получили весомое подтверждение того, что Россия обладает финансовой инфраструктурой мирового уровня. Организатором выпуска еврооблигаций выступило инвестиционное подразделение российского банка «ВТБ Капитал».
Расчеты по сделке в момент размещения осуществлялись через НРД — участника основных международных расчетных ассоциаций, обладающего высокими рейтингами и многолетними связями с ключевыми глобальными банками и клиринговыми системами. Инвесторы получили возможность осуществлять сделки с еврооблигациями России, размещенными в этом году, практически так же, как и с любыми другими облигациями, приобретаемыми через международные клиринговые системы, известные им много лет.
Глобальный аспект важен прежде всего с точки зрения использования российского опыта другими странами. Было продемонстрировано, что исторически сложившееся монопольное положение некоторых институтов на рынке финансовых услуг, как минимум, не является безальтернативным. Возможно наладить взаимодействие между эмитентом и инвесторами не только через зарубежные банки-организаторы, но и напрямую.
Международная финансовая система не принадлежит одной стране или группе стран. Попытки использовать эту систему в качестве инструмента внешней политики, оказывать с его помощью давление на ключевых игроков в итоге лишь дезориентируют участников рынка и приводят к развитию альтернативной инфраструктуры. После того как международные инвесторы лучше ознакомятся с российской рыночной инфраструктурой, оценят возможности и профессионализм наших финансовых институтов, у нас появится возможность предлагать инструменты еще более широкой группе инвесторов.
Возможно, наиболее важный вывод состоит в том, что использование российской инфраструктуры для размещения суверенных еврооблигаций только усиливает позиции российских финансовых институтов и улучшает их репутацию. Состоявшееся в мае размещение российских суверенных еврооблигаций позволило установить прямые отношения с инвесторами, формирующими традиционную клиентскую базу крупнейших международных банков. Эти отношения мы намерены развивать в будущем.