Версия для печати 6612 Материалы по теме
Первыми шагами по созданию организационной основы единого механизма по администрированию фискальных платежей стали решения Президента России о некотором изменении структуры федеральных органов исполнительной власти
Формирование единого механизма администрирования фискальных платежей

Президент Российской Федерации В. В. Путин в Послании Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года заявил о необходимости формирования единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. В том числе это нужно для устранения избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов, а также пресечения возможности применения «серых» схем при уплате налогов, таможенных и других фискальных платежей.

Алексей Михайлович ВОЛКОВначальник отдела таможенного администрирования департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации

Организационная основа

С учетом указания Президента в настоящее время в Российской Федерации продолжается реализация мероприятий по дальнейшему совершенствованию порядка упомянутых платежей. В том числе за счет сопряжения информационных систем и баз данных налоговых и таможенных органов.

Первыми шагами по созданию организационной основы единого механизма по администрированию фискальных платежей стали решения Президента России о некотором изменении структуры федеральных органов исполнительной власти, чья деятельность касается таможенной и фискальной политики. Речь идет об органах, в функции которых входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в таможенной и фискальной сфере, а также администрирование соответствующих видов обязательных платежей в бюджетную систему и валютный контроль.

В частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 15 января 2016 года № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Минфину России переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Кроме того, указ передал в ведение Минфина России Федеральную таможенную службу.

При этом согласно Указу Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» ФТС и ФНС России получили функции органов валютного контроля.

Таким образом, при руководящей роли Минфина России сформирована единая система федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих администрирование поступлений в доходную часть федерального бюджета, а также контроль за осуществлением валютных операций. В нее вошли ФНС России с подчиненными ей иными налоговыми органами, ФТС России с подчиненными ей иными таможенными органами.

Информационная система

Вторым шагом в данном направлении стало начало работы по поэтапному формированию единой информационной системы, позволяющей обеспечить прослеживаемость товара на всех этапах его жизненного цикла — от ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и ввода в коммерческий оборот до прекращения использования в коммерческом обороте в России.

Формирование подобной системы — сложная многоплановая задача. Ее эффективное решение требует применения современных информационных технологий. Информационная система создается на базе существующих информационных систем налоговых и таможенных органов.

Данная задача будет реализована в течение нескольких этапов. Они включают в себя комплекс мероприятий, связанных как с анализом и оценкой существующего международного опыта формирования и функционирования аналогичных систем, так и анализом применяемых в настоящее время в отечественной практике процессов в сфере администрирования налоговых, таможенных и иных видов фискальных платежей. Необходимо выявить в этих процессах «узкие места», затрудняющие обеспечение надлежащего уровня контроля. Впоследствии нужно выработать мероприятия по устранению «узких мест» и реализовать их.

Применение подобных подходов должно позволить в перспективе обеспечить сквозной характер контроля соответствующих уполномоченных органов за ввозом и (или) оборотом товаров, обеспечить однозначное подтверждение законности оборота товаров, перемещаемых во взаимной торговле между государствами — членами союза, и создать условия, исключающие использование лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что поэтапное формирование единой информационной системы, обеспечивающей прослеживаемость товаров при их обороте, напрямую связано с созданием аналогичной наднациональной системы на базе Евразийской экономической комиссии. Российская система совместно с аналогичными системами других стран Евразийского экономического союза будет являться национальным сегментом ЕИС более высокого уровня.

12 августа 2016 года было подписано решение Евразийского межправительственного совета № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах — членах Евразийского экономического союза». Эти подходы будут являться базисом для подготовки соглашения об установлении механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах — членах Евразийского экономического союза, подписание которого запланировано до конца текущего года.

В целях реализации указанного соглашения необходимо будет обеспечить внедрение обязательного оформления товаросопроводительных документов и (или) других инструментов обеспечения прослеживаемости товаров (например, электронные счета-фактуры) в электронной форме. При этом с 1 февраля 2018 года в государствах — членах союза необходимо будет начать пилотный проект по внедрению механизма прослеживаемости, который будет распространяться на ограниченное количество товарных позиций, в соответствии с перечнем, определяемым Советом комиссии. Функционирование механизма прослеживаемости товаров на постоянной основе должно начаться по результатам пилотного проекта в течение 2018 года.

Таможенный кодекс союза

Отдельно необходимо отметить ряд нововведений, предлагаемых в настоящее время российской стороной в проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Они направлены на упрощение таможенного администрирования и улучшение инвестиционного климата в стране.

Среди них: расширение перечня категорий товаров, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации, в зависимости от категорий лиц, осуществляющих ввоз указанных товаров.

Кроме того, планируется предоставить возможность использовать «реестровое» обеспечение таможенного представителя в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и при назначении таможенной экспертизы. Такая возможность появится в случаях, если таможенные операции от имени и по поручению декларанта совершает таможенный представитель, и такой таможенный представитель несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Еще одна мера — сокращение сроков возвратов сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и объединение процедур корректировки деклараций на товары и рассмотрения заявления на возврат. Реализация данных нововведений будет способствовать улучшению условий ведения бизнеса в России, с одновременным сохранением на должном уровне контроля за перемещением товаров через границу Российской Федерации и недопущением потерь доходов федерального бюджета.

Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусматривает и ряд иных упрощений в сфере перемещения товаров через его таможенную границу. Их цель — создание благоприятных условий как для ведения предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением внешнеторговых операций, так и для ведения деятельности в сфере таможенного дела.

В целом необходимо отметить, что проект Таможенного кодекса является одним из инструментов решения задачи по дальнейшему углублению интеграционных процессов в рамках союза, поскольку обеспечивает более глубокую кодификацию правовых норм, регулирующих таможенные правоотношения.

В частности, если в настоящее время отдельные особенности таможенного регулирования определяются не непосредственно в Таможенном кодексе Таможенного союза, а в принятых в пакете с ним международных договорах государств — членов Евразийского экономического союза, то в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в числе прочего, решается задача по имплементации положений отдельных международных договоров непосредственно в текст кодекса.

Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 12 августа 2016 года № 13 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» проект указанного договора, неотъемлемой частью которого является и текст проекта кодекса, в основном одобрен и направлен в государства-члены для проведения внутригосударственного согласования.


Поделиться