Версия для печати 12437 Материалы по теме
С 1 января 2016 года введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок — ЕИС, в которой появились новые инструменты
Роль Федерального казначейства в контрактной системе

Реализация положений законодательства РФ о закупках является одним из важнейших направлений работы Федерального казначейства. Сегодня ведомство осуществляет целый спектр контрольных полномочий в данной сфере.

Роман Евгеньевич АРТЮХИНруководитель Федерального казначейства

Традиционно Федеральное казначейство осуществляет полномочия по ведению реестров контрактов, заключенных заказчиками, банковских гарантий, договоров в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ. Кроме того, в соответствии с функциональными требованиями Минэкономразвития России ведомство обеспечивает развитие и техническое сопровождение единой информационной системы в сфере закупок и регистрацию заказчиков и иных лиц в единой информационной системе в сфере закупок.

С 1 января 2016 года введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок — ЕИС, в которой появились новые инструменты:

осуществления контрольных функций в сфере закупок;

мониторинга соответствия и оценки соответствия, проводимых Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства согласно Федеральному закону № 223‑ФЗ в отношении отдельных видов юридических лиц;

размещения правил нормирования затрат на закупки;

общественного обсуждения крупных закупок;

«бесшовного» размещения информации и документов в ЕИС во взаимодействии с иными информационными системами, включая Государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»).

Контроль на разных уровнях

На Федеральное казначейство возложено полномочие по контролю, предусмотренное частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ. Начиная с 1 января 2017 года мы будем осуществлять контроль за соответствием информации, содержащейся в планах-графиках, планах закупок, протоколе и проекте контракта, размещаемых в ЕИС, утвержденным и доведенным до заказчика ключевым финансовым показателям. В отношении федеральных заказчиков этот контроль будет проводиться в автоматическом режиме посредством взаимодействия ЕИС с подсистемой «Управление закупками» ГИИС «Электронный бюджет». Он позволит минимизировать риски возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов.

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная казначескому сопровождению в целом, и отдельная страница, где собраны статьи о казначейском сопровождении контрактов.

Подчеркну, что начиная с 1 января 2017 года документы о закупках в ЕИС могут быть размещены только после проведения контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99. Извещение о проведении закупок и документация о закупке не будут публиковаться, если они не соответствуют плану-графику закупок и финансовым показателям, доведенным до заказчиков. При этом подготовка и направление на размещение в ЕИС всех документов по закупкам будут осуществляться федеральными заказчиками в подсистеме «Управление закупками» ГИИС «Электронный бюджет».

Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то у финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет выбор — самостоятельно осуществлять контроль или передать полномочия Федеральному казначейству на основании соответствующего соглашения. При передаче полномочий Федеральному казначейству работа региональных и муниципальных заказчиков не изменится, однако все документы, направляемые ими на размещение в ЕИС, будут попадать в Федеральное казначейство для проверки в порядке, установленном для федеральных заказчиков.

Автоматизация

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральному казначейству переданы полномочия Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, что существенно изменило роль Федерального казначейства в контрактной системе. Таким образом, Федеральное казначейство осуществляет также и внутренний государственный финансовый контроль, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ.

Контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, регламентированных статьей 18 того же закона, и обоснованности закупок (пункт 1 части 8 статьи 99) мы начнем проводить с 1 января 2017 года. Контроль, преду­смотренный частью 8 статьи 99, будет осуществляться в том числе с помощью инструментов подсистем ЕИС «Мониторинг закупок» и «Контроль закупочной деятельности». Отмечу, что автоматизация деятельности по осуществлению указанного контроля в полном объеме будет возможна только в случае применения единого Каталога товаров, работ, услуг, который в настоящее время не сформирован Минэкономразвития России. Необходимы также структурированные правила нормирования и библиотека типовых контрактов, которая на начало августа, к сожалению, содержала только семь типовых контрактов. Появление Каталога товаров, работ и услуг существенно повысит точность используемых инструментов и даст возможность перейти к созданию системы референтных цен на закупаемые товары, работы, услуги и применению автоматизированного расчета начальной максимальной цены контракта.

В целях отслеживания применения мер ответственности за нарушение поставщиком условий контракта в ЕИС уже реализована возможность формирования статистики по начислению неустоек (пеней, штрафов).

Отмечу, что опции данной подсистемы доступны также и для органов аудита и контроля в сфере закупок, в частности:

блок преднастроенных отчетов, который позволяет с использованием фиксированного набора и представления данных получать как общую статистику по осуществлению закупок (данные по извещениям, контрактам, договорам, планам), так и информацию о признаках нарушений законодательства о закупках;

конструктор отчетов, который позволяет формировать произвольные выборки данных, размещаемых в ЕИС, в структурированном виде.

 В подсистеме «Контроль закупочной деятельности» с 1 апреля 2016 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 1148 «О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний» ведется Единый реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов. Благодаря данным реестра, органы контроля могут иметь оперативную и достоверную информацию обо всех контрольных мероприятиях и использовать ее при планировании контрольной деятельности.

Фактическое исполнение контрактов

Частью 8 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ также определен контроль соответствия поставленного товара, выполненных работ и предоставленных услуг условиям контракта. В рамках этого предусмотрен не только документальный контроль при оплате бюджетных расходов, но и контроль фактического исполнения условий государственных контрактов, договоров и соглашений. Мы рассчитываем реализовать данный подход в рамках передачи полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере от Росфиннадзора к Казначейству России. Например, основанием для оплаты обязательств перед поставщиком может являться заключение Казначейства России, подтверждающее факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Контроль за контролем

В соответствии с частью 11.2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе Федеральное казначейство уполномочено проводить проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) контроля за соблюдением Закона № 44‑ФЗ. В настоящее время Федеральное казначейство разрабатывает общие требования к осуществлению такого контроля. 


Поделиться