Версия для печати 1404 Материалы по теме
Акцент на качестве

Свое 85-летие отмечает один из старейших вузов юга России — Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). О том, с каким багажом и какими планами вуз подошел к своему юбилею, рассказывает ректор РГЭУ (РИНХ), заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Адам Умарович АЛЬБЕКОВ.

— Адам Умарович, каковы основные приоритеты в деятельности вуза сегодня? Можно сказать, что ему удалось занять свою уникальную нишу на рынке российского образования?

— Думаю, можно констатировать, что РГЭУ (РИНХ) находится среди лидеров экономического образования России. В условиях реорганизации вуз сохраняет лучшие традиции, передовые обучающие технологии, научные школы, образовательный и научный потенциал, обеспечивает достижение высоких стандартов экономического образования, конкурентоспособного не только на федеральном, но и на международном уровне.

 

Главное преимущество нашего вуза — качество подготовки специалистов. Ректорат, преподавательский корпус делают все возможное, чтобы дать студентам основательные, самые актуальные экономические знания в тесном взаимодействии с основными работодателями.

— Если говорить про средне- и долгосрочную перспективу — какой путь дальнейшего развития вуза вы видите? Какие направления его деятельности планируете укреплять?

— В нашем университете разработан и успешно реализуется стратегический план развития до 2020 года. В качестве одного из стратегических приоритетов выбран курс на интернационализацию и международное продвижение высшего образования и научной деятельности. Вуз уже реализует ряд двухсторонних партнерств с европейскими и азиатскими университетами и ставит перед собой задачу повышения глобальной конкурентоспособности и вхождения в международные рейтинги.

— РИНХ оказался в числе лидеров, по данным мониторинга эффективности российских вузов, проводимого Рособрнадзором. Можно резюмировать, что все-таки является главным конкурентным преимуществом РИНХ? Или же вуз стремится развивать все направления деятельности равномерно?

— Каждый год Министерство образования и науки РФ проводит исследование, изучая данные, предоставленные образовательными учреждениями. Основных направлений, которые оцениваются экспертами, семь. Это образовательная, международная, научно-исследовательская и финансово-экономическая деятельность, заработная плата преподавателей, трудоустройство выпускников и дополнительные показатели. По результатам мониторинга все вузы Ростовской области вошли в число эффективных высших учебных заведений. Но именно наш вуз стал единственным не только из них, но и в целом на юге России, успешным по всем перечисленным показателям. В 2016 году в РГЭУ (РИНХ) всестороннее развитие получили важные направления научно-исследовательской и международной деятельности. Причем последней уделяется особое внимание: студенты университета имеют возможность учиться за границей по программе двойного диплома. Единственное важное условие — знание английского языка.

Учебный процесс осуществляется в комплексных, специализированных аудиториях и многопрофильных лабораториях, оснащенных современным оборудованием: созданы действующая модель бухгалтерии, аудитории Сбербанка России, Сити-банка, КБ «Центр-Инвест», УФНС России по Ростовской области, учебно-методические кабинеты рекламы и логистики, где ведут занятия не только высококвалифицированные преподаватели университета, но и сотрудники таможенного управления, ведущие специалисты банков, руководители крупных корпораций. Лекции читают также специалисты, имеющие признание в бизнес-кругах России и развитых стран Европы.

В 2012 году в университете создана бизнес-школа. На сегодняшний день она представляет собой авторитетный учебный центр, в котором реализуются программы дополнительного профессионального образования.

— Можете рассказать подробнее об этом проекте?

— Бизнес-школа предлагает образование в области оценки стоимости бизнеса, маркетинга, менеджмента, финансового менеджмента, финансов и контроллинга, логистики, продаж, управления персоналом, бухгалтерского учета и аудита, налогов и налогового консультирования. Здесь развивается и новое направление финансового образования — противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, а также другие программы повышения квалификации и переподготовки.

Отмечу, что за 2015 год в бизнес-школе было реализовано 149 программ дополнительного образования. Это краткосрочные программы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, семинары, тренинги. В бизнес-школе также реализуются социальные проекты. Так, уже более 60 пенсионеров успешно прошли обучение, повысив свою компьютерную и финансовую грамотность в рамках проекта «Университет третьего возраста».

— Считается, что подготовка по такой популярной и востребованной специальности, как экономика, — слабое звено системы российского высшего образования в целом. Согласны ли вы с этим?

— Хотелось бы развеять миф о том, что в стране избыток экономистов и юристов. К примеру, в налоговой системе региона, где трудится порядка четырех тысяч человек, более 70 процентов сотрудников — выпускники нашего университета. Есть еще сфера торговли, в которой на Дону занято около 400 тысяч человек, где большая доля наших выпускников. Возьмем ту же банковскую сферу: только в системе Сбербанка региона занято шесть тысяч человек! Теперь подумайте сами: сколько специалистов мы должны выпускать хотя бы для простого воспроизводства кадров по этим направлениям? Может ли быть переизбыток этих специалистов? При этом совершенно очевидно, что специалистов должны готовить профильные вузы, четко отслеживая потребность в них на годы вперед, используя сбалансированный подход и учитывая все приоритеты социально-экономического развития региона и страны.

У нашего университета есть постоянно действующие договоры с более чем 40 предприятиями. Среди них, например, «Донской табак», группа «Агроком», «Роствертол», Сбербанк, КБ «Центр-Инвест», управления казначейства и налоговой службы и другие. Руководители многих предприятий, банковских структур, налоговых органов — выпускники университета. Для них диплом РГЭУ (РИНХ) — лучшая рекомендация. Выпускников нашего университета ждут и охотно берут на работу.

Добавлю, что для одаренных студентов в вузе действует повышенная стипендия, которая присуждается по пяти номинациям: успеваемость, наука, спорт, художественная самодеятельность, общественная работа. Она может составлять более 10 тысяч рублей.

— Как быстро образовательные программы вуза реагируют на изменения, происходящие в реальной жизни?

— Современное образование должно быстро реагировать на запросы экономики. Обучение студентов на основе старых парадигм и представлений не позволит им глубоко понимать современные реалии, приобрести необходимые в новых условиях компетенции и, следовательно, существенно снизит их преимущества на рынке труда. Оперативное изменение содержания программ курсов в точном соответствии с развитием и совершенствованием образовательных стандартов, учет трансформаций, происходящих в национальной и мировой экономике, — все это вызовы сегодняшнего дня. Упор делается на приобретение студентами знаний о современной ситуации в экономике, а также компетенций и навыков, позволяющих им производить объективный анализ экономических ситуаций в условиях неопределенности внешней среды.

Образование, основанное на постоянном обновлении знаний, рассматривается как ценность, необходимая для достижения жизненного успеха.

— Традиционная проблема образования, в том числе финансово-экономического, — оторванность от практики, что влияет и на востребованность выпускников. Как в РИНХ организовано взаимодействие с работодателями? Влияют ли их приоритеты на образовательные программы?

— Взаимодействие с работодателями начинается уже в рамках учебно-ознакомительной практики и продолжается в организации и реализации учебного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост.

В университете внедрена практика активного участия работодателей в учебном процессе. Один из ярких примеров — проведение открытых лекций, круглых столов известными экономистами, бизнесменами, учеными. Так, в 2016 году руководитель экспертного совета журнала «Бюджет», профессор-консультант кафедры «Налоги и налогообложение» РГЭУ (РИНХ), доктор экономических наук И. С. Вазарханов и руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области, завкафедрой «Налоги и налогообложение» РГЭУ (РИНХ), доктор экономических наук В. Г. Шелепов провели серию учебно-методических семинаров со студентами, магистрантами и профильными преподавателями. Обсуждались вопросы становления современной налоговой системы РФ, ее состояние и концепция реформирования, новые тенденции в налоговом администрировании. Эксперты подробно прокомментировали изменения в налоговом законодательстве по основным разделам, позволяющим повысить его эффективность.

Университетом заключены договоры о стратегическом партнерстве с правительством и торгово-промышленной палатой Ростовской области, Союзом промышленников и работодателей Ростовской области, бизнес-сообществом юга России. Председателями государственных аттестационных комиссий вуза являются руководители крупных предприятий. Работая в государственных аттестационных комиссиях, они дают выпускающим кафедрам рекомендации по подготовке бакалавров, специалистов, магистров и корректировке учебных планов в соответствии с современными требованиями рынка труда. Наиболее перспективные для предприятий выпускники приглашаются на работу.

Отделом по трудоустройству выпускников вуза систематически проводится мониторинг трудоустройства выпускников. В результате выявляются нетрудоустроенные выпускники, которые затем получают предложения по трудоустройству из постоянно обновляемой базы данных отдела. На основе полученных сведений проводится анализ востребованности направлений подготовки.

Обмен информацией о вакансиях и резюме с органами по труду и занятости населения — также важнейшее условие доступа к объективной информации в этой сфере. Хочу подчеркнуть, что ни один из выпускников нашего университета не стоит на учете в центре занятости. Мы держим этот вопрос на контроле. В случае необходимости готовы оказать помощь в трудоустройстве нашим выпускникам. Цифры красноречивы: 70–80 процентов выпускников работают по специальности.

Недавно на основе сайта SuperJob был составлен рейтинг 20 лучших вузов России по уровню зарплат молодых специалистов, работающих по специальности «экономика и управление» в Москве. РИНХ единственный из вузов юга России попал в этот рейтинг и занял в нем итоговую, 17-ю строчку, обойдя Сибирский федеральный университет, Российский государственный социальный университет и ряд других государственных вузов. При этом, по данным агентства «Интерфакс», средняя заработная плата наших выпускников составляет 60 тысяч рублей.

— Не можем не спросить о подготовке специалистов по профилю «финансы и кредит», и в частности тех, кому предстоит работать именно в государственных структурах. Есть ли здесь какие-то наработки, которыми вуз гордится?

— Подготовка бакалавров и магистров по данному профилю ведется на кафедре «Финансы», одной из старейших в университете. С момента возникновения кафедра была и является выпускающей. Специальности и специализации менялись в зависимости от потребностей национальной экономики, одно было неизменным — кафедра всегда готовила специалистов для финансовой системы страны и региона.

Многие годы профессорско-преподавательский состав руководствуется следующим принципом: успешное осуществление финансовой политики государства в рыночной экономике во многом зависит от того, кто обеспечивает ее практическую реализацию. Широкий диапазон общепрофессиональных дисциплин, дисциплин специализации, привлечение к учебному процессу ведущих практических работников финансовой системы, организация производственной практики в финансовых, казначейских, налоговых органах, страховых организациях, государственных учреждениях, государственных и коммерческих банках — все это обеспечивает получение качественного профессионального образования, достаточных управленческих навыков, преемственность и традиционность в обучении, взаимосвязь между теоретическими знаниями и практической подготовкой. Оптимальное сочетание творческой, научной и практической подготовки кадров для учреждений финансовой системы, внедрение инновационных методов в учебный процесс направлены на выработку у молодого специалиста способности легко адаптироваться к современным рыночным условиям, использовать знания по избранной специальности для принятия правильных решений.

С уверенностью могу сказать, что выпускники кафедры «Финансы» могут работать в любых учреждениях финансовой системы: в финансовых и налоговых органах, в казначействе, государственных внебюджетных фондах, в системе соцзащиты, в контрольных органах, финансовых отделах государственных и муниципальных предприятий и так далее.

— Вы уже сказали о международной деятельности вуза как о стратегическом направлении. Есть ли здесь у РИНХ какие-то значимые результаты?

— Вуз верен традициям и идет в ногу со временем. В университете обучаются 745 студентов из 26 стран мира, представляющие Азию, Африку, Европу, Южную Америку. РГЭУ (РИНХ) входит в пять международных университетских ассоциаций, а двухстороннее академическое и научное сотрудничество осуществляется с 20 ведущими зарубежными университетами.

Научное сотрудничество реализуется в рамках исследовательских консорциумов NAER-ASECU (сеть прикладных экономических исследований Ассоциации экономических университетов стран Южной и Восточной Европы и региона Черного моря) и программы Erasmus+. В 2015 году РГЭУ (РИНХ) в составе консорциума девяти университетов Германии, Казахстана, России, Швеции, Эстонии принял участие в первом конкурсе новой объединенной программы Европейской комиссии по поддержке образовательной и научной деятельности – программе Erasmus+. Проект «Разработка и внедрение магистерской программы “Экологический логистический менеджмент”: усиление трансев­разийской включенности на основе методов менеджмента логистики устойчивого развития и развития информационно-коммуникационных компетенций» рассчитан на три года. Его результаты должны стать образцом лучших практик для всех российских вузов и программ в области логистики.

Развиваются также программы межвузовского партнерства и международной мобильности. В рамках двусторонних связей студенты и преподаватели РГЭУ (РИНХ) проходили обучение и стажировки в Германии, Испании, Китае, Сербии, США, Франции, Южной Корее. Университет осуществляет двустороннее сетевое взаимодействие по программам двух дипломов с зарубежными вузами по семи программам бакалавриата и пяти программам магистратуры. 12 ноября 2015 года РИНХ и университет Англия Раскин (Великобритания) подписали соглашение о сотрудничестве в реализации совместных образовательных программ.

Эффективная учебная и научная деятельность РГЭУ (РИНХ) была по достоинству оценена государством. По результатам мониторинга Рособрнадзора в 2016 году вуз стал единственным на юге России учебным заведением, успешным по всем основным оценочным показателям.

В последние годы вуз собрал солидную коллекцию различных российских и международных наград и премий. Так, РИНХ стал лауреатом Всероссийской премии «Национальная марка качества» с присуждением почетного звания «Гарант качества и надежности», победителем конкурса «100 лучших вузов и НИИ России», лауреатом международной премии «Лучшее предприятие года» в номинации «Предприятие высокой организации бухгалтерского учета». Вуз внесен в федеральный электронный реестр «Доска почета России “Золотой сертификат”» в разделе «Наука и образование. Ведущие вузы», награжден золотой медалью «За безупречное качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг». Кроме того, в общероссийском конкурсе «Лучшие образовательные программы инновационной России» три образовательные программы РИНХ были признаны лучшими.


Поделиться