Как решаются глобальные задачи бюджетной политики Республики Бурятия в условиях изменившейся макроэкономической ситуации, удлинения горизонтов бюджетного планирования, журналу «Бюджет» рассказал министр финансов региона Игорь Юрьевич ШУТЕНКОВ.
— Игорь Юрьевич, оценивая достигнутые министерством результаты за последние несколько лет, что бы вы хотели отметить особо?
— Прошедший период был примечателен активным участием Республики Бурятия в реформах бюджетного процесса, осуществляемых в стране. Регион трижды становился одним из победителей конкурсов программ реформирования региональных финансов и программ повышения эффективности бюджетных расходов. Это позволяло привлекать дополнительные средства из федерального бюджета и, что немаловажно, целенаправленно повышать квалификацию государственных гражданских служащих в данной сфере.
Благодаря реализации данных программ были заложены правовые и методические основы внедрения современных методов и инструментов бюджетирования. В 2012–2013 годах в республике в целях реализации норм программно-целевого планирования была проведена масштабная работа по выстраиванию системы целеполагания, наполнению государственных программ, разработке целевых индикаторов. В итоге республиканский бюджет на 2014–2016 годы впервые был сформирован в новом формате на основании 17 государственных программ.
В Бурятии всегда своевременно и качественно реализовались и вводимые нормы бюджетного законодательства, и начинания, инициированные Министерством финансов России. Во многом это связано с тем, что представители регионального министерства ведут активную работу в различных экспертных советах и рабочих группах, создаваемых на федеральном уровне. В результате проведения такой политики нам удалось добиться улучшения качества управления региональными финансами и занять место в первой группе регионов, получивших высокую оценку этой работы.
— Какие направления деятельности имеют для вас актуальность на сегодняшний день?
— В настоящее время в республике ведется активная работа по реализации нового и очень значительного этапа бюджетного реформирования — переходу к стратегическому планированию. Социально-экономическое положение Республики Бурятия во многом зависит от состояния региональной финансовой системы и инвестиционного потенциала. Несмотря на кризисные явления в экономике в 2014–2015 годах, нам удалось не допустить обострения экономической ситуации, в целом стабилизировать ее, поддержать социальную сферу, рынок труда.
Ключевой документ экономического планирования — стратегия социально-экономического развития республики до 2030 года будет утверждена в ближайшее время. Нам как финансовому органу важно обеспечить трансформацию заложенных стратегических решений в бюджетные показатели, поэтому работа над долгосрочным бюджетным прогнозом республики с аналогичным периодом действия ведется параллельно.
Большое внимание мы уделяем вопросам прозрачности бюджетного процесса. Несмотря на то что публикация бюджета для граждан началась еще в 2014 году, методика его формирования постоянно совершенствуется, а состав бюджетной информации расширяется с учетом лучшей практики регионов. В связи с введением в перечень критериев оценки качества управления региональными финансами показателя, определяющего уровень открытости бюджетных данных субъекта РФ, ведется активная работа по внедрению требуемых процедур в бюджетный процесс. И она уже дает свои результаты — по итогам второго этапа оценки мы отыграли почти 25 позиций и переместились на 26-е место в рейтинге регионов.
Также мы наблюдаем развитие обратной связи с жителями региона на портале «Открытый бюджет Республики Бурятия». Надеемся, что наши усилия не только будут способствовать повышению бюджетной грамотности граждан, но и приведут к тому, что в дальнейшем портал станет эффективной площадкой для обсуждения проектов решений по вопросам бюджетной политики субъекта Федерации. Особенно это важно в связи с планируемым внедрением принципов инициативного бюджетирования и государственно-частного партнерства.
— Что вы можете сказать об основных задачах Минфина Бурятии на ближайшую перспективу?
— В современных условиях рецессии экономики и снижения доходной базы на первый план, конечно же, выходит задача обеспечения сбалансированности бюджета Республики Бурятия. В рамках решения данной задачи мы должны усилить работу с доходной частью бюджета, максимально четко и продуманно осуществлять бюджетную политику в области расходов бюджета, и жестко придерживаться бюджетных ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями о получении бюджетных кредитов из федерального бюджета.
В целях сохранения темпов роста налогооблагаемой базы нам предстоит усилить взаимодействие с хозяйствующими субъектами в части выполнения заключенных с ними соглашений, направленных на улучшение финансово-экономического положения предприятий. Исходя из приоритета социальных обязательств, в нашем регионе неизбежна оптимизация сети государственных учреждений и расходов на содержание органов государственной власти. Но к этому процессу необходимо подойти взвешенно и оценивать, какое влияние сокращение расходов будет оказывать на уровень жизни населения нашей республики. Очень важно не допустить возникновения просроченной кредиторской задолженности, которая в республиканском и местных бюджетах отсутствует в течение последних десяти лет.
Считаю, что в сложившихся условиях, как никогда, важна задача повышения качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса. Основными направлениями работы в этой сфере мы видим:
ужесточение финансовой дисциплины;
повышение качества администрирования доходов республиканского бюджета;
повышение операционной эффективности расходования бюджетных средств;
недопущение «бюджетного навеса», когда активность расходования средств во второй половине года значительно выше, чем в первом полугодии, что происходит вследствие позднего подписания соглашений, заключения контрактных договоров и затягивания прочих процедурных вопросов.
В целом, на мой взгляд, какие бы направления работы мы ни осуществляли и какие бы задачи ни решали, самое главное сегодня — понимание рисков реальной ситуации, причин их возникновения и определение путей их минимизации. Только используя такой подход и не проявляя необоснованного оптимизма, мы сможем преодолеть возникшие сложности текущего момента.
— Игорь Юрьевич, о чем бы вы еще хотели сказать в заключение?
— Пользуясь возможностью, я хочу поздравить коллег с недавно прошедшим профессиональным праздником. Официальное празднование Дня финансиста является признанием важности финансовой системы для государства. Людей, посвятивших свою жизнь служению финансам, отличает тщательное и скрупулезное отношение к делу, умение видеть за колонками цифр реальные интересы общества. Повседневная работа финансистов требует полнейшей самоотдачи и большой ответственности.
Сотрудники федеральных ведомств, финансовых органов субъектов Федерации, работники банковского и страхового секторов, бухгалтеры и экономисты бюджетных и частных организаций — все мы сообща делаем одно большое дело по финансовому обеспечению потребностей государства, его граждан.
От лица Министерства финансов Республики Бурятия и от своего имени хочу поздравить всех финансистов России с нашим профессиональным праздником! Желаю вам крепкого здоровья, успехов в работе, реализации всех намеченных планов!
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО