На совещании с руководителями территориальных органов Федерального казначейства, которое состоялось 22 сентября на площадке Управления Федерального казначейства по г. Москве, были подведены промежуточные итоги реализации полномочий ведомства по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, поставлены новые задачи и рассмотрены организационные вопросы его деятельности.
Администрирование штрафов
В рамках исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов федерального бюджета Федеральное казначейство начиная с 2016 года осуществляет функции администратора по штрафам за совершение административных правонарушений.
Вопросы информационного взаимодействия органов Федерального казначейства с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, или так называемой ГИС ГМП, при осуществлении указанных полномочий осветила начальник управления развития бюджетных платежей О. Н. Рудь. Она отметила, что Федеральным казначейством разработан организационный приказ, регламентирующий порядок взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата ФК при направлении информации, необходимой для уплаты административного штрафа, в систему ГИС ГМП.
Данный приказ устанавливает перечень реквизитов, необходимых для включения в постановление о назначении административного наказания в целях корректного отражения информации в системе ГИС ГМП. В их числе уникальный идентификатор начислений, который должен быть сформирован по утвержденным правилам, а также идентификатор плательщика.
В настоящее время Федеральным казначейством осуществляются необходимые подготовительные мероприятия в целях реализации схемы информационного взаимодействия с ГИС ГМП в части передачи информации о начислении административных штрафов и подтверждения оплаты.
Централизованные задания
На вопросах исполнения централизованных заданий территориальными органами Федерального казначейства по осуществлению контрольных мероприятий остановилась начальник контрольно-ревизионного управления в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования Федерального казначейства Л. В. Мудрова.
Она высказалась о недостаточной результативности проверок, проводимых отдельными территориальными органами в рамках централизованных заданий Президента РФ, Правительства РФ и Минфина России.
Например, проверка закупок дорогостоящих лекарственных средств, в которой участвовало порядка 20 территориальных управлений, показала, что отдельные управления проводили соответствующие контрольные мероприятия только на уровне региональных министерств здравоохранения, без выхода в лечебные учреждения и аптечную сеть.
В этой связи, как рассказала Мудрова, в 2017 году Федеральным казначейством планируется проведение регулярных видеоконференций с участием территориальных органов в целях детального разъяснения порядка проведения данных проверок.
Качество деятельности аудиторских организаций
Вопросам осуществления полномочий Федерального казначейства по контролю за деятельностью аудиторских организаций был посвящен доклад начальника Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства Л. Х. Муромцевой.
Она подчеркнула, что контрольная деятельность Федерального казначейства по осуществлению указанных проверок основана на риск-ориентированном подходе. Федеральное казначейство согласно требованиям законодательства в обязательном порядке публикует планы проверок на соответствующий год до начала их проведения. Во избежание проверки отдельные недобросовестные аудиторские организации, используя указанную информацию, прекращают свое членство в саморегулируемой организации аудиторов до начала контрольных мероприятий. При этом подобная практика становится все более распространенной. Так, в 2013 году из плана было исключено всего 6% проверок, в 2015 году — 12%, а в текущем — уже 10,7%.
Как отметила Муромцева, в целом территориальными органами Федерального казначейства соблюдаются требования к проведению проверок. Тем не менее имеются отдельные недоработки, такие как неверная квалификация нарушений, недостаточно полное описание проверок. Для повышения качества контрольной деятельности управлениям было рекомендовано осуществлять проверки в отношении аудиторских организаций менее формально и глубже вникать в суть нарушений.
Контроль в сфере закупок
Об организации работы по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд рассказал начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства А. А. Мальцев.
Он отметил, что в настоящее время, используя опыт Счетной палаты РФ и региональных коллег, управление разрабатывает классификатор нарушений в сфере контрактных отношений. Управление предлагает использовать матрицу нарушений в сфере закупок, которая представляет собой таблицу с указанием вопросов, рассматриваемых в рамках программы проверки, и выявленных нарушений. На пересечении строк и столбцов в таблице указывается перечень действий, которые необходимо предпринять проверяющим по результатам выявленного нарушения, и возможная его классификация. Указанный подход позволит сделать прозрачным процесс принятия решений по фактам выявленных нарушений, в том числе для объектов контроля.
Как подчеркнул Мальцев, нарушители законодательства в сфере закупок стали более изощренными. Например, если раньше нарушения, что называется, лежали на поверхности, то сейчас их приходится тщательно выискивать в недрах материалов, предоставленных заказчиком контролеру. К примеру, среди ряда приобретаемых товаров в рамках закупки может присутствовать товар, стоимость которого явно завышена. Зафиксированная полная стоимость контракта в результате проведения конкурсной процедуры падает до рыночной, и в результате закупка признается не только целесообразной, но и эффективной. Но детальный анализ закупки свидетельствует о том, что к этой видимой эффективности привело завышение цены на отдельные позиции, а разница между начальной и максимальной ценой контракта, обоснованная заказчиками и рассчитанная контролерами, значительно различается.
О планах
Планированию контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере был посвящен доклад начальника управления планирования и отчетности контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства С. Н. Кузьминой. Как отметила докладчик, управлением разработан порядок формирования плана контрольных мероприятий Федерального казначейства, предусматривающий в том числе обоснования для включения в план, реестр участия и реестр внеплановых мероприятий.
С. В. МАРТЫНЕНКО