Недавно Россия вошла в топ-10 стран по объему частных пожертвований в благотворительные организации по отношению к размеру ВВП. Этот факт свидетельствует о том, что благотворительная философия для россиян не чужда. Вместе с тем благотворительное движение сталкивается с массой проблем, в том числе административного характера.
Петр Сергеевич ЩЕРБАЧЕНКО, доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук
Hовая история благотворительности в России насчитывает немногим более 15 лет. За это время на смену непрозрачным фондам и однодневным организациям
Благотворительность в цифрах
Исследования в данной сфере свидетельствуют о том, что уровень вовлеченности частных лиц и компаний, участвующих в социальных проектах благотворительных организаций, постепенно растет. По данным Форума доноров (организация, объединяющая фонды и компании, занимающиеся благотворительной деятельностью), сегодня в России зарегистрировано около 2,5 тысячи благотворительных организаций, из них около 500 — грантодающих (донорских). В докладе о состоянии и развитии фондов в России, подготовленном Форумом доноров в 2015 году, отмечены следующие приоритетные направления в работе благотворительных организаций:
- образование и просвещение (82 фонда);
- поддержка социально уязвимых групп населения (55);
- развитие некоммерческого сектора (51);
- здравоохранение (51);
- наука (49);
- культура и искусство (47);
- спорт и здоровый образ жизни (45).
Несмотря неблагоприятную экономическую ситуацию, активность граждан в сфере благотворительности растет. По результатам исследования Британского благотворительного фонда CAF, опубликованного в январе 2016 года, Россия вошла в топ-10 из 24 стран, заняв восьмое место по объему частных пожертвований в благотворительные организации по отношению к размеру ВВП — 0,34%. Положительную динамику отмечает и Mail.Ru Group. В 2015 году рост частных пожертвований на платформе «Добро Mail.Ru» составил 32% по отношению к 2014 году, а средний чек за этот же период вырос с 350 рублей до 452 рублей.
Фонд CAF Россия также отмечает рост вовлеченности россиян в благотворительность в 2015 году. Так, по данным «Исследования частных пожертвований в России
По данным Форума доноров, примерно 10% от общего объема рынка благотворительности составляет спонтанная помощь от частных лиц, порядка 90% приходится на корпоративную благотворительность. На Западе процентное соотношение прямо противоположное: около 90% приходится на частную помощь.
Новые технологии и новые подходы
Мы наблюдаем, что в последние годы меняются форматы существования самих благотворительных организаций и формы поддержки. Если на первом этапе развития системной благотворительности в России фонды и НКО обращались за поддержкой в основном в крупные корпорации, то сейчас внимание переключается на средний и малый бизнес, а также на пожертвования от частных лиц. Небольшая, но системная и долгосрочная помощь от большого количества участников обеспечивает более устойчивую модель функционирования благотворительной организации, чем масштабные пожертвования от одного-двух меценатов. В связи с этим в последнее время все больше внимания уделяется развитию новых форм взаимодействия между частными жертвователями, благотворительными фондами и НКО, бизнесом и корпорациями, а также разработке инновационных инструментов, облегчающих такое взаимодействие.
Один из ярких примеров в этой области — краудфандинг. Это новая перспективная технология, которая в последние годы набирает популярность и в России. Краудфандинг — коллективное сотрудничество частных лиц, которые добровольно помогают (деньгами или иными ресурсами) другим людям или организациям, реализующим проекты в социальной сфере, в области культуры или бизнеса. Применительно к благотворительности этот инструмент помогает не только привлекать финансирование, но и находить единомышленников и партнеров. Важно, что взаимодействие инициаторов проектов и аудитории краудфандинговых платформ происходит напрямую, без посредников: общение с реальным человеком повышает уровень доверия и обеспечивает прозрачность всего процесса.
«Одной из главных особенностей российской благотворительности является вера в силу адресной помощи — передачу средств напрямую нуждающимся, минуя благотворительные организации. Эта черта свидетельствует о недоверии к НКО и непонимании ценности их работы, а в более широком смысле — о неверии в силу институтов гражданского общества в целом», — отмечает директор CAF Россия М. М. Черток. Краудфандинг в целях повышения эффективности своей благотворительной деятельности используют и крупные компании. Например, в 2015 году «МегаФон» с помощью Planeta.ru, одной из первых краудфандинговых платформ в Рунете, смог привлечь 3,3 миллиона рублей за счет частных пожертвований.
Еще один набирающий популярность среди частных жертвователей формат — это автоплатеж с банковской карты в пользу фонда. По данным сервиса «Добро Mail.Ru», 15% россиян считают такую подписку удобным форматом благотворительности. Однако здесь важную роль играют гарантии надежности и прозрачности деятельности фонда.
Благотворительность в регионах
По данным доклада о состоянии и развитии фондов в России, благотворительные фонды во многом остаются столичным явлением: большая их часть зарегистрирована в Москве. Тем не менее с каждым годом география благотворительной деятельности расширяется. Сегодня около 40% благотворительных организаций работают на всей территории страны, еще 14% — в нескольких регионах. Кроме того, и в отдельных городах существуют отличные практики, которые с успехом можно масштабировать. Вот некоторые из них: челябинский фонд «Надежда», новосибирские фонды «Солнечный город», «Спасибо», «Родина» и «Сердце мира», томский фонд «Обыкновенное чудо», фонд «Самарская губерния», Ульяновский региональный благотворительный общественный фонд «Дари добро», благотворительный фонд Калининградской области «Берег надежды», региональный общественный фонд Римы Баталовой «Молодость нации» в Уфе, СПББОО «Дети Павловска», благотворительный фонд «Выход» и центр «Антон тут рядом» в Санкт-Петербурге, АНО «Белая трость» из Екатеринбурга, удмуртская республиканская общественная организация инвалидов «Благо», благотворительный фонд помощи детям «БЛАГО» из Воронежа и многие другие.
Интересно, что по статистике региональные фонды чаще обращаются за помощью к малому и среднему бизнесу и к частным лицам, чем их столичные коллеги. Последние склонны рассматривать в качестве основного источника финансирования благотворительные бюджеты крупных корпораций.
При расширении географии благотворительной деятельности немаловажным становится вопрос повышения профессиональной грамотности экспертного сообщества. Особенно это актуально для региональных благотворительных организаций. Так, второй год подряд компания «МегаФон» вместе с партнерами «Добро Mail.Ru», «Металлоинвест», USM Holdings и фондом «Искусство, наука и спорт» проводит обучающую конференцию «Деловое обсуждение благотворительности для развития общества» (ДОБРО), направленную на повышение эффективности диалога между НКО, бизнесом и обществом. Более половины участников представлены региональными фондами и НКО: конференция не только помогает им получить новые знания о современных методах и инструментах работы и обменяться опытом с коллегами из других городов, но и представить свои проекты бизнес-сообществу России.
Налоговые пробелы и закон об иностранных агентах
Формирование законодательной базы в области благотворительности в России началось не так давно, около 20 лет назад. Одними из первых документов в этой сфере стали Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135‑ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях». Позже, 30 декабря 2006 года, был принят Федеральный закон № 275‑ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Кроме того, отдельные положения в данной сфере регулируются нормами Конституции РФ, Гражданского и Налогового кодексов РФ.
Несмотря на то что законодательная база создана, ряд вопросов до сих пор остается открытым. В частности, представители сообщества отмечают необходимость совершенствования законодательства по следующим направлениям:
- налогообложение фондов и некоммерческих организаций;
- формы и механизмы контроля за деятельностью организаций;
- меры стимулирования корпоративной и частной благотворительности;
- льготы для жертвователей-юридических лиц на федеральном уровне.
«На сегодняшний день именно несистемность налогового законодательства представители различных благотворительных фондов называют основной проблемой в области правового регулирования. Притом что существует государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, некоторые принимаемые нормативные акты не только не поддерживают НКО, а, наоборот, создают препятствия для их взаимодействия с донорами. Кроме того, есть направления в благотворительной деятельности, которые до сих пор законодательно не урегулированы — к примеру, интернет-пожертвования доноров. Так, если физическое лицо пожертвует через интернет некую сумму и захочет получить социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность, то даже если пожертвование совершено с помощью именной карты, налоговики все равно не будут воспринимать эти средства как пожертвование, и налоговый вычет предоставлен не будет. Эта проблема обсуждается давно, но до сих пор не нашла своего решения», — комментирует директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Арифметика добра» А. С. Ложкина. Вместе с тем очевидно, что для успешного развития благотворительности нужно не только совершенствовать законодательство, но и развивать сотрудничество НКО с Министерством образования РФ, Министерством спорта РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ и другими профильными структурами.
На деятельность НКО, занимающихся гражданскими, политическими, социальными и экономическими вопросами, негативно повлиял и так называемый закон об иностранных агентах (Федеральный закон от 20 июля 2012 года № 121‑ФЗ). В соответствии с нормами данного закона все НКО, получающие иностранное финансирование, должны зарегистрироваться в качестве «организации, выполняющей функции иностранного агента». В результате уже в 2013 году было отмечено сокращение численности зарегистрированных в стране НКО с 398,2 тысячи в 2012 году до 225,3 тысячи в 2013 году.
Кроме того, сам закон и последовавшие за ним массовые прокурорские проверки послужили одной из основных причин ухудшения правовой среды НКО и потери ее устойчивости. По данным Министерства экономического развития, в 2013 году объемы иностранного финансирования НКО сократились примерно на 19 миллиардов рублей.
Таким образом, для развития благотворительности должно быть обновлено законодательство, регулирующее благотворительную деятельность, и приведена в порядок система налоговых льгот и других привилегий, способствующих благотворительной активности доноров.
Памятка благотворителям
Всем физическим лицам, пожертвовавшим свои личные средства на благотворительность, в виде социального вычета по расходам на благотворительность может быть возвращена часть средств. При этом важно, что право на возврат НДФЛ сохраняется за налогоплательщиком в течение трех лет с момента уплаты НДФЛ по итогам года, в котором были произведены расходы на благотворительность.
Краудфандинг — действенный механизм для привлечения дополнительного внимания общества к социальным проблемам и их решения и, как следствие, повышения эффективности благотворительной деятельности организаций.
Международные благотворительные фонды в России
В России успешно действует ряд представительств международных благотворительных организаций, в том числе CAF Россия, «Обнаженные сердца». Уникальный опыт, основанный на длительной истории институциональной благотворительности в мире, позволяет этим организациям обмениваться лучшими практиками не только со своими российскими представительствами, но и с другими фондами, действующими на территории страны.